Легенды батюшки-байкала

легенда

легенды Величавого и Древние поверья озера. Волшебство природы. Мне посчастливилось не один раз посещать в Сибири. не забываю, как в окне мерцали пейзажи, уже приевшиеся флегмантичным пассажирам поезда.
И казалось, что Байкал радуется…

Броско, что местные жители также говорят о многоликости озера, что для каждого Байкал раскрывается со собственной стороны. Но, в самой всераспространенной легенде о своем происхождении Байкал выступает потому старцем. Он был богат и могуч, скуп на слова и твёрд к своим подданным.

Тогда и отчаявшиеся люди стали говорить как заклинание: Бай гал, Бай гал, Бай гал… (на бурятском языке — «Пламя, остановись»). И пламя тормознул. А из показавшейся трещинкы хлынула вода.
И только в тот момент, когда оказалась бескрайная аква равнина Байкала, все в одно мгновение льнули к окнам и зачарованно вздыхали…

 

За время поездок в голове сформировался довольно точный образ Байкала, некоего седовласого мудреца, наделенного нескончаемым могуществом.
И в это мгновение из пустоты показался странник – он призвал путников остаться, давая слово, что здесь они получат источник умиротворения и настоящего счастья. Путешественники не послушались незнакомца и направились в путь.

Длительно они плутали в поисках воды: обессилевшие бродили по степям и горам, пока перед ними опять не стал странник.
Например, буряты, чтящие традиции собственного народа, ни в коем случае не будут ругаться на берегу Байкала.

Или «обижать», а тем паче убивать орлов.
Кстати, буряты и на данный момент называют известный в мире Байкал по-своему, и не в неприятном случае как «Байгал».

Наровне с этой легендой бурятские старцы любят гласить и другую историю. Как будто бы два путешественника, появлявшиеся в Сибири, были зачарованы прекрасными пейзажами и вожделели остаться здесь совсем, но отсутствие пресной воды подтолкнуло их идти далее.

Он, будто бы бы общеизвестный Данко, оторвал сердечко из груди и бросил его в расщелину. Хлынула вода.

 

Спустя века буряты убеждают, что зимой на берегу Байкала может быть увидеть невообразимое по красе явление: солнце, закатывающееся за горизонт, окрашивает глыбы льда в багровый цвет. Думается, что это кровоточат осколки сердца, оторванного из груди странника.

По старым поверьям, дамам также воспрещается доходить к горе. Или чтоб не опоганить святое место, или чтоб не лишить себя потомства: владелец Ольхона «наказывает» дам бездетностью.

Может быть, такой образ навеяли бушующие волны, взбивающие белоснежную пену у берегов. Позже, при «личной встрече» с Байкалом, он показался мне безусым юнцом: нескончаемая аква гладь умиротворенно нагревалась под жадными лучами солнца, стремительно нахлынувший ветер гонял волны.

Но как Байкал был своенравен и твёрд, так Ангара была упорна: она сбежала из пещеры.

Бешеный от горя папа не имел способности найти для себя покоя, он неутешно рыдал, и его кристально незапятнанные слезы по дочери перевоплотился в озеро Байкал.
И только к своей дочери, прекрасной даме Ангаре, проявлял любовь и беспредельную нежность. Слуги за спиной шептались: любовь, граничащая с сумасшествием, сделает старика несчастным…в один раз прекрасная Ангара нагревалась на солнце и слушала клики чаек. Они, не подмечая даму, обрисовывали красоту, мужество и доброту Енисея.

Броско, что жители Иркутской области, раскинувшейся на берегу Байкала, почаще молвят потому эту легенду. У нее имеется масса вариантов, но Байкал в их повсевременно выступает ожесточённым папой Ангары, сбежавшей к прекрасному мужчине Енисею.

 

 

Может быть, эта романтичная история только выдумка местного жителя, имеющего богатое воображение и опирающегося на тот узнаваемый факт, что Ангара — это единственная река, вытекающая из Байкала.

Естественно, большая часть прибайкальских бурят уже не испытывает нескончаемого ужаса перед Шаманским камнем, но старожилы так же, как и до этого обходят его стороной и предпочитают не гневить ожесточённого Владельца острова.

Байкал овеян легендами и магическими историями.

Ареалом таинственности буряты также наделяют одно из самых фаворитных на Байкале мест – Шаманскую гора на Ольхоне, которую еще называют мысом Бурхан. Мимо этого места буряты проезжают только верхом или на санях – чтоб не потревожить самого грозного и почитаемого духа Байкала – владельца Ольхона, поселившегося в пещере мыса.
Жители республики веруют в то, что Величавое озеро населено духами, которых нужно уважать и почитать.

Жертвоприношений, естественно, никто уже не преподносит, «почитание» сводится к соблюдению определенных правил.

Байкал находится в большой впадине, окруженной горными рельефами и сопками, на границе Бурятии и Иркутской области.

Жители Иркутской области, непременно, любят и восторгаются Байкалом, но как святое место его почитают только в Бурятии.
В тот денек Ангара решила сбежать от отца и найти прекрасного парня.

Но Байкал приостановил ее, запрятал в глубине пещер и решил без промедлений выдать замуж. За угодного ему человека.

Броско, что наровне со ветхими бурятскими поверьями есть и относительно новые легенды.

Например, о том, как войско белоснежного адмирала Колчака зимой переходило Байкал, везя за собой тонны золота.
Одним словом, живым…

 

Ветхие и новые

Вроде бы то ни было, а буряты, населяющие обратный от Иркутской области сберегал озера-моря, больше веруют в другое предание, растолковывающее возникновение Байкала. Так, легенда говорит о том, что в один раз почва под ногами треснула и из щели вспыхнул страшный пламя, что стремительно всасывал все около.

Люди, не сумев противостоять Огню, в которого будто бы бы вселился разъяренный Дух, свалились на колени и воззвали к небесам. Но помощь не пришла.

Например, демонстрируют, что на берегу Величавого озера живет чудо-зверь. Он пристальным взглядом глядит за туристами и наказывает их, если они ведут себя вопиюще: гремят, бранятся или мусорят.
К огорчению, мне не посчастливилось увидеть этот прекрасный пейзаж, одушевляющий Байкал. Но могу с уверенностью заявить, что понаблюдав за Байкалом пару дней, обучась различать его смену настроения, в душе и в реальности зародились сомнения: может быть, поверья и старенькые легенды совсем не выдумка?

Потому что Величавое Озеро бывает таким разным: разъяренным или раздосадованным, радующимся или нахмуренным.
По старому преданию отпрыск владельца острова Ольхона являлся людям в виде сокола. Так что оскорбить птицу — разгневать шамана.

Буряты веруют, что ослушавшиеся понесут грозное, но справедливое, наказание, впредь до погибели. И вера эта, может быть, очень сильна: Байкал есть тем редчайшим местом, где численность орлов за последние десятилетия не сократилась даже на малый процент.

Свирепые 60-ти градусные морозы никто не пережил. Весной, с пришествием оттепели, золото Империи совместно с погибшими колчаковцами пошло ко дну.

Эта легенда – в которую многие веруют до российского денька, и которая часто становится темой историков и исследовательских работ археологов, вызвала огромное количество страшных случаев: в поисках золота Колчака отчаливали неподготовленные, но жаждущие достатки люди из самых разных уголков мира.
Чудо-зверь за плохое поведение может уронить палатку, съесть все запасы или, в плохом случае, изгнать с берега. Открыто говоря, такая легенда больше похожа на байку местных жителей, которых злит присутствие сторонних людей на «собственной территории»…

Миф или реальность? Ответить на этот вопрос уже никто не может, но историки говорят, что в старину нигде буряты не приносили столько жертв, как у мыса Бурхан.

Также точно как мы знаем, что рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. То, что удалось извлечь из пепелища, хранится в местном музее.

И не все ворачивались обратно…

Мыс Бурхан

Интересно, что около Байкала и на данный момент слагают легенды. Почаще они связаны, опять же, с духами и другими магическими созданиями.

Но кто знает, может быть потому так на свет появляются легенды?

Источник: slavyanskaya-kultura.ru


Зов тайги