Анатомия суеверий: банный чёрт, или банник

банник

Одним из самых злостных и ужасных духов славяне вычисляли банного черта, или банника. Откуда случилось такое верование?

Восточные славяне верили, что в бане гнездится очень свирепый нечистый дух, что может довести людей до погибели, и поэтому баню, строение, выстроенное для чистоты, вычисляли местом нечистым, нехорошим, куда не отлично заявляться в одиночестве. Но обо всем по порядку.

Подменыша отличали по тому, что он отрешался имеется, громко орал, обладал прирожденными генетическими недочетами или просто достаточно много болел.

Историки убеждены в том, что эти истории показались непопросту.

В средние века была достаточно высочайшая смертность малышей, и, естественно, погибель малыша ложилась грузом вины на родителей.

Банника боялись, естественно.

Но это не значит, что с ним старались не иметь дела.
Эту традицию соблюдают и до сего времени, но не по ветхой памяти, а благодаря здравому смыслу.

Стальные предметы в бане очень очень раскаляются и начинают жечь кожу, исходя из этого их за ранее снимают.

Нательные кресты достаточно нередко были как раз из металла серебра, золота или меди. Время от времени их высекали из камня, но камень в бане греется и жжется не ужаснее железа.
От бани стремились держаться подальше не прогуливались в том направлении без необходимости, в особенности в Святки, время, когда духи имели возможность озорничать в особенности очень очень.

Баню почти всегда строили в отдалении от избы, в далеком углу двора, на отшибе, а по способности и совсем за забором.

Похищенный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как какой-то из них. Подменыша имела возможность ждать разная будущее. В случае если это было демоническое дитя, то оно имело возможность доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него только одним отсутствием души.

Или же оно имело возможность зачахнуть спустя некоторое время.
Позднее, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали в травой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Позднее человек залезал внутрь и очень осторожно умывался, чтоб не испачкаться сажей со стену печи и, не дай Всевышний, не усесться на угли.

Дров на то, чтоб натопить такую баню, уходит достаточно много.

Самый экзотический и, может быть, архаичный подвид бани – баня, которую устраивали в российской печи. Сначала печь топили, а в грели чугунки с водой.

Роды, бывшие дамским таинством, не могли проходить в общей избе, на очах у парней, и поэтому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни за что не снимали (да и баню так не растапливали).

Роженицу ни на шестьдесят секунд не оставляли одну, чтоб она и ребенок не стали добычей нечисти.
Например, баннику может не приглянуться то место, на котором сложена баня.

Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-либо из домашних, и, как ни бились, оздороветь человек не имел способности, пока семья не додумывалась переложить баню.
И консультировались, при этом очень уникальным способом.

На Святки в полночь девицы, время от времени собравшись малеханькой группой (чтоб не жутко было), доходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. В случае если тот касался лохматой рукою у девицы будет обеспеченный жених, в случае если обнажённой бедный, а вдруг влажной запивоха. Вправду, непонятно, где была гарантия, что рука в принадлежности потому баннику, а не хулиганящему другу, – это загадка, но в гадание верили.

Ни в коем случае не парились в чужом паре (другими словами растоплена печь должна быть для того кто парится, а последующий был должен растапливать печь уже себе.)

Первыми ни в коем случае не умывались в бане дамы, только мужчины.

По всей видимости, этот ритуал аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

3-ий способ условиться с банником – не умываться в бане на 3-ий или на седьмой пар, другими словами на третью и седьмую топку. Истинной предпосылкой был кошмар перед угарным газом, что скапливался в помещении.

Требования были бы разными.
одна тыща девятьсот 40 семь г). Набросок Бориса Забирохина.

Может быть, оттого, что славяне, чье миропонимание делало целый мир вокруг нас населенным различными духами кикиморами, русалками, овинниками и другими не верили, что вся хворь и та грязюка, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается. Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и поэтому характер у их премерзкий.
Баня была местом для гаданий, и девицы в особые торжественные деньки (в те же Святки) имели возможность бегать в том направлении погадать на суженого. Мол, духи знают очень почти все, в том числе ну и то, что укрыто, так по какой причине бы и не проконсультироваться?

Банный дух, но, не всегда рисовался в виде старика. Временами это могла быть и древняя дама, пушистая и страшная банниха. Временами ее назвали баенной матушкой, временами обдерихой, посреди их и оттого, что тоже имела возможность высадить на печь и ободрать кожу.
Не безвозмездно в Киевской Руси гласили: Баня парит, баня правит, баня все исправит.

Бани может быть было подразделить на пару подвидов.
Здесь или новый пожар, что сожжёт постройку, или мыши заведутся, или клопы меньше, не будет в том месте житья.

Еще банник вытерпеть не мог, когда в бане пьют воду, созданную для мытья, даже если она незапятнанная. А людей с крестами на шейке и совсем не переносил, и поэтому, в случае если человек шел умываться, крест необходимо было снять и покинуть в предбаннике, а лучше – дома.

Например, имел возможность забрать и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, что вожделеет освежиться, заместо ковша с ледяной водой ковш с крутым кипяточком.

Самым всераспространенным видом бань были те, которые топились по-тёмному, в силу того, что они не добивались достаточно много дров.

Баня складывается из практически предбанника и бани, где люди оставляют одежку перед мытьем.
Еще банник не любит, в случае если моющиеся торопятся, друг дружку подгоняют – тогда жди от него каверзы.

Это поверье тоже полностью правильно, в случае если вникнуть. Потому что в случае если торопиться, в суматохе как раз просто спутать ледяную воду с кипяточком и усесться на раскаленную печку.

Это с одной стороны. По другому, посещение бани все равно было нужным, чистота должна была соблюдаться обязательно, а тот, кто в баню не прогуливался, имел возможность получить репутацию недоброго, необычного человека.

Исходя из этого, желаешь не желаешь, с банником приходилось договариваться, беря во внимание его требования и капризы.

Российская баня достаточно нередко поражала чужестранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: Вы нередко заметите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются голые в реку или окачиваются прохладной водой, даже в самый сильный холод.

Англичанина этот обычай шокировал, но в Русской Федерации и на данный момент это один из самых приятных и здоровых методов скоротать досуг.
Тогда болезнь исчезала как по волшебству.

В случае если же ветхая баня в один момент сгорала, то на ее месте воспрещалось строить какие-либо помещения. Место числилось нечистым.
Существенно почаще это была тёмная курица.

В случае если баня ветшала и становилась негожей, все равно на ее месте ни в коем случае не строили дома.

Это место назвали Баннищем и числилось оно нечистым. На этом месте может быть было поставить только баню и ни что другое.

Банник, как уже было сообщено, представлялся существом открыто чёрным, опасным и ожесточённым. Снаружи маленький и неказистый, в виде обнажённого старика с долгой заплесневелой бородой, он имел возможность причинить достаточно много проблем тем, кто приходил в его владения.

Числилось, что банник и банниха, в особенности если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут похитить новорожденного и подменить его на собственного малыша. Этот подброшенный ребенок назывался подменышем.

Легенды о подменышах в том или другом виде есть у многих европейских народов. Мол, духи эльфы, тролли, лешие воруют деток и заменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих созидать малыша, скажем, заместо древесной колоды.

Вместе с этим все поразмыслят, что человек просто не выдержал пар и задохнулся.

И очередное правило соблюдали, которое на данный момент нарушают и вычисляют традицией – ни в коем случае не парились опьяненными, (в неприятном случае банник кожу на полок натянет).

Наидобрейшим временем для мытья числился период 5 до семь вечера.
Может быть, вследствие этого необыкновенного и опасного способа мытья украинская баня взяла свой нынешнее наименование – лазня (от слова лазать). Нужно увидеть, что так славяне умывались нечасто.

Но народная фантазия растолковывала запрет в неприятном случае. На 3-ий или седьмой пар банник умывается сам, время от времени с женой-баннихой и со своими детками, а периодически кличет всю близлежащую нечисть – и домашнюю, и лесную.

Мешать им запрещено – прогневаются и не дадут позднее покоя.
1-ый баня, которая топится по-белому, более эргономичная в применении.

Предполагает, что в том месте имеется каменная, кирпичная или стальная печь с баком для нагревания воды (достаточно нередко современные личные бани имеют потому такую конструкцию).

Баня повсевременно имела большущее значение для славян и имеет на данный момент. Это одна из самый сохранившихся традиций. Многие, у кого имеется дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Банник (р.
Чтоб облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их нехороший наследственности или небрежении своими обязательствами, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша.

Славяне задумывались, что духами, которые способны такое сделать, были банник и леший.

Имел возможность толкнуть и высадить на печь так, что злосчастный обжигался до мяса, а клочек его кожи оставался на печи.

Имел возможность навести обморок и, в конце концов, имел возможность запарить до погибели – отравить угарным газом.

Ну и в городке без нее тоже никуда. Пускай на данный момент во всех квартирах имеется ванна, душ, но вместе с этим в городках есть и бани, куда с удовольствием прогуливаются обитатели не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Банниха имела возможность привидеться не только лишь в виде древняя дама, да и в виде тёмной кошки. В любом случае, от нее ждали неудачи равно как и от банника.

Банные духи рисовались как существа очень жуткие – куда более жуткие, чем домовой также леший.
Дверь в парную делали очень малеханькой и с высочайшим порогом, чтоб не выходил тёплый атмосфера.

В парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал пар и жар.

Дым от этого очага отчасти выходил через особенное отверстие в потолке, и стены в бане были чёрными, прокопченными, что смотрелось не очень эстетично, но отвечало целям дезинфекции (в баню потому что прогуливались не только лишь умываться, да и лечиться).

А вот после полуночи в баню никто при своем разуме не прогуливался. Разве что кроме этого, кто пробовал со всякой нечестью разговаривать.

Ни в коем случае не умывались также не прогуливались в баню после полуночи. Числилось, что того, кто нарушит эти правила, банник удушит.

Копоти, но, было не много, в случае если баню топили правильно, например, березовыми дровами. Сначала баню топили, позднее давали ей не достаточно выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камешки и производили 1-ый пар, чтоб не отравиться угарным газом.

Позже может быть было умываться, но соблюдая последовательность предосторожностей, чтоб не оскорбить банника, духа этих стенок.

В случае если баня в деревне была одна, неспециализированная, то умывались в два захода и ни в коем случае не шли третьим. Числилось что тот кто отчаливает после 2-ух заходов в баню, идет разговаривать с бесами и духами.

При закладке бани приносили жертву, которую закапывали или вмуровывали в основание.

Хирургически белоснежный кафель и сверкающие стальные краны как-то не располагают к тому, чтоб фантазия населила место ванных старыми духами, которые связаны с чистотой и сразу с этим пребывавших на стороне нечистой силы.

Боясь привести в ярость банника, соблюдали в хоть какой момент пару правил.

Примета наказывала, напротив, растопить баню и уйти, покинув духам кадушку с родниковой водой и новый веник попариться.

Да и угарный газ, и ожоги были мелочью если ассоциировать с тем, что банник имел возможность сотворить.

Дело в том, что баню время от времени применяли не только лишь как место для исцеления и мытья, да и как родильную палату.

На данный момент про банника не много кто не запамятывает, разве что в сёлах, где сохранились традиционные бани чёрные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях черёмухи и бузины. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А обитатели про банника практически запамятовали.

После ухода оставляли обязательно не много воды, мыла и веник для банника. Ни в коем случае не забирали парной веник в дом.

Были способы банника задобрить. 1-ый принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать огромную каменную соль.

2-ой забрать тёмную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и зарыть под порогом бани.

Источник: Глос Рф


Зов тайги