Исследователи из Института неврологии и поведения человека им. Семела при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе обнаружили, что программа социальных навыков для высокофункциональных молодых людей с расстройством аутистического спектра значительно улучшила способность участников взаимодействовать со своими сверстниками.
В исследовании, крупнейшем рандомизированном контролируемом испытании, показавшем улучшение социального функционирования молодых людей с аутизмом, успехи участников продолжали наблюдаться через 16 недель после завершения программы и даже были дополнены другими улучшениями, такими как повышение эмпатии и большей ответственности.
Исследование (PDF), основанное на предыдущих выводах, показывающих эффективность Программы UCLA по обучению и развитию навыков взаимоотношений (PEERS), опубликовано в специальном выпуске онлайн-журнала Journal of Autism and Developmental Disorders.
"До сих пор существует неправильное представление о том, что аутизм – это детское расстройство," сказала Элизабет Лоджесон, основательница и директор клиники UCLA PEERS, доцент кафедры психиатрии в Институте Семела Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и главный исследователь исследования. "Как будто мы забыли, что эти дети вырастают взрослыми со своими уникальными проблемами, которые очень часто влияют на их способность получать доходную работу или устанавливать значимые дружеские и романтические отношения.
"Наше исследование предлагает обнадеживающие результаты о том, что с помощью научно-обоснованного вмешательства, поддерживаемого опекуном, взрослые с аутизмом могут поправиться, что может помочь им добиться большего успеха в этих аспектах своей жизни."
Аутизмом страдает примерно 1 человек.5 миллионов человек в США.S., и число молодых людей с этим заболеванием растет с каждым годом. Хотя люди всех возрастов в спектре аутизма борются из-за социального дефицита, большинство вмешательств нацелено на маленьких детей; доступно несколько программ, помогающих молодым людям улучшить свое социальное функционирование.
"К сожалению, исследования эффективности тренировки социальных навыков у молодых людей с аутизмом не увенчались успехом," Лаугесон сказал. "Фактически, существует очень мало вмешательств по социальным навыкам для молодых людей с аутизмом, и, кроме PEERS, ни одно из них не было показано в ходе исследований как эффективное."
Лаугесон и ее коллеги, в том числе доктор. Фред Франкель, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, разработал PEERS в Калифорнийском университете в 2005 году, и с тех пор он распространился на другие сайты в США.S. и другие страны. Программа PEERS для молодых взрослых состоит из 16 еженедельных 90-минутных занятий, а также одновременных занятий для лиц, осуществляющих уход.
"Мы не учим тому, что, по нашему мнению, молодые люди должны делать в социальных ситуациях, но то, что мы знаем, на самом деле работает благодаря исследованиям," Лаугесон сказал.
Например, когда молодые люди с аутизмом, которые страдают от социальных проблем, пытаются познакомиться с новой группой людей, им часто советуют подойти и представиться – стратегия, которая может показаться неудобной.
"Большинство из нас смотрят и слушают разговор и понимают, о чем они говорят," Лаугесон сказал. "Мы делаем это путем подслушивания, но мы не хотим выглядеть так, будто подслушиваем, поэтому мы используем опору, например сотовый телефон, чтобы выглядеть отвлеченными. Следующий шаг – дождаться короткой паузы в разговоре и подойти поближе. Последний шаг – присоединиться к беседе, сказав что-нибудь по теме."
Участников PEERS учат более реалистичному подходу.
"Мы обнаружили, что когда мы разбиваем это сложное социальное поведение на его конкретные части, молодые люди с аутизмом могут легко научиться следовать инструкциям," Лаугесон сказал.
В исследовании 22 человека в возрасте от 18 до 24 лет и их опекуны были случайным образом распределены либо для получения лечения PEERS, либо для включения в контрольную группу, в которой лечение было отложено. Участники группы PEERS прошли обучение по социальному этикету, касающемуся разговорных навыков, юмора, электронного общения, определения источников друзей, вступления в беседу и выхода из нее, организации успешных встреч и разрешения конфликтов между сверстниками и отказа от сверстников. Молодые люди из группы PEERS также прошли четыре занятия по этикету свиданий.
Подход PEERS обучает навыкам с использованием конкретных правил и шагов социального поведения с помощью уроков, демонстраций ролевых игр, поведенческих репетиций и заданий для отработки навыков в естественных социальных условиях. Воспитателям (в том числе родителям и другим членам семьи, инструкторам по работе и жизни, а также наставникам) также предоставляются советы, которые помогут участникам использовать свои навыки в реальном мире.
Среди членов группы PEERS социальные навыки, частота социальной активности и знания социальных навыков значительно улучшились, а симптомы аутизма, связанные с социальной реакцией, уменьшились.
Кроме того, через 16 недель после окончания лечения большинство достижений все еще были очевидны, и исследователи наблюдали новые улучшения в социальном общении, самоутверждении, ответственности и сочувствии – результат, который ученые объяснили участием лиц, осуществляющих уход, в качестве социальных тренеров.
В 2012 году Лаугесон и его коллеги сообщили об аналогичном улучшении социальных навыков в исследовании, посвященном подросткам с аутизмом.
Исследователи планируют поделиться результатами с сообществом аутистов позже в этом году путем публикации руководства PEERS для молодых взрослых, первой научно-обоснованной программы социальных навыков для взрослых в спектре аутизма. Клиника PEERS уже выпустила аналогичное пособие для родителей подростков и молодых людей.