Младенцы сохраняют даже подробные события во время сна

Мозг постоянно подвергается новым впечатлениям. Даже во сне не отдыхает и не обрабатывает недавние переживания. В самом раннем детстве считалось, что сон в первую очередь способствует семантической памяти. Сюда входят общие знания, такие как значение слов. Однако ученые из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге и Университета Гумбольдта (HU) в Берлине вместе с исследователями из Любека и Тюбингена впервые показали в своем исследовании, опубликованном в Nature Communications что у младенцев также формируется эпизодическая память, когда они спят. Это позволяет им вспомнить детали своего индивидуального опыта после сна.

Ученые изучили эту взаимосвязь с помощью трехэтапного исследования. На этапе обучения детям от 14 до 17 месяцев показывали картинки предметов, названия которых они уже знали, с разными автомобилями, мячами или собаками. Затем они услышали соответствующее название для каждой картинки. Одна группа детей спала от одного до двух часов, а вторая группа не спала. На следующем этапе тестирования исследователи снова показали юным участникам разные картинки, в том числе те, которые они уже видели на этапе обучения, а также новые автомобили, мячи и собак. Каждый объект однажды был назван правильно, а другой – неправильно. На всех этапах эксперимента исследователи регистрировали активность мозга ребенка с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Анализ активности ЭЭГ показал: мозг спавших детей реагировал на тест памяти иначе, чем мозг тех, кто не спал, но только в определенных случаях. Если исследователи подарили младенцам мяч, которого они никогда раньше не видели, и назвали его автомобилем, реакции мозга изначально не различались. В обеих группах появился так называемый компонент N400, который возникает, когда мозг обрабатывает несоответствующие значения. Ребята явно знали, что мяч – это не машина.

Однако все было по-другому, когда младенцы смотрели мяч на этапе обучения, и его называли автомобилем. Группа, которая не спала, снова показала компонент N400, а группа, которая спала, не показала. У детей, которые дремли, исследователи наблюдали реакцию мозга, которая запускалась, когда мяч из фазы обучения снова был правильно назван как таковой. Однако такой реакции не происходило, когда новый шар назывался шаром. Исследователи пришли к выводу: после сна младенцы больше не понимали пары объект-слово, которые они раньше воспринимали как обозначение значения. Скорее они признали их отдельными эпизодами. Таким образом, объект и слово слились в единое событие в памяти.

"Результаты показывают, что сон не только позволяет мозгу младенца обобщать индивидуальные переживания, но также сохранять индивидуальные переживания в деталях и отличать их от существующих общих знаний," объясняет первый автор Мануэла Фридрих, исследователь MPI CBS и HU Berlin. Далее она выдвигает гипотезу: "Тот факт, что распознанный эпизод объектного слова не понимается как относящийся к общему знанию, означает, что его детали могут быть защищены от смешивания с существующей памятью."

Результаты также интересны в отношении так называемой детской амнезии, т.е.е. феномен неспособности вспомнить собственные переживания раннего детства. Часто предполагалось, что очень маленькие дети еще не способны формировать долгосрочные эпизодические знания. Однако текущие результаты ясно показывают, что даже младенцы могут запоминать события в деталях, и сон в значительной степени способствует этому.