Антология суеверий: водяной

случае если

Чем может быть было задобрить или рассердить славянского духа воды? По какой причине числилось, что мельники могут вступать в сговор с водяными?

Поболтаем о существе, властвующем над водою.
В то время как наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, гласит: Вот для тебя, дед, гостинец на новоселье.

Люби да жалуй русскую семью.

В последний вечер вымазывают у лошадки голову медом с солью, в гриву вмешивают огромное количество бардовых лент, ноги спутывают канатами, на шейку навязывают два ветхих жернова.

Ровно в полночь отправляются к реке. В случае если еще лед не прошел, то связанную лошадка опускают в прорубь.

В случае если же река очистилась ото льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадка середь реки.
Ну и о самих водяных не так и достаточно нередко вспоминают: разве что когда в природном водоеме что-то не очень приятно скользит по ноге. Ясно, что это или водные растения, или какая-то неосмотрительная рыба, но чувства тревожные.

Позднее, по весне, водяной, голодный и не хороший, выбирается и начинает истязать рыбу и ломать лед.

Треск вместе с этим стоит такой, что жутко делается. В эти деньки обитатели и рыбаки сёл, расположенных у реки, старались угодить разбушевавшемуся водяному.

Вот что об этом в книжке Сказания российского народа писал этнограф Иван Сахаров.

И. Я. Билибин, Водяной

Водяной хоть и нечисть, но обмана не любил, и мог наказать мельника, в случае если тот вздумывал обвешивать фермеров, брать

через чур много за свою работу или гнусно молол зерно. Водяной имел возможность рассердиться за такие фокусы и начинал мстить: ломать жернова, прорывать плотину и чинить другие препоны.

Начнем с того, что водяной представлялся праотцам существом, в случае если может быть так выразиться, сезонным.

В то время как водоемы сковывались льдом и наступала зима, водяной уходил в спячку.
На данный момент старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак вторым, когда может быть утопить лошадка.

Огромное несчастие бывает для рыболовов, в случае если водяной не желает угощения, или он перебежал на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зимнюю пору лежит в воде и дремлет крепким сном.

По какой причине в жертву достаточно нередко приносили потому жеребца или имели обычай опускать в воду лошадиный череп?

Дело в том, что жеребец был для славян созданием, которому приписывались сверхъестественные силы.
Из-за сома как будто бы бы водяной однажды даже поссорился со своим другом лешим.

Об этом существует притча, вероятнее всего, местечковая – в том смысле, что она растолковывает, как в степи в один момент показалось озеро.
Его изредка изображали красивым или хотя бы прекрасным.

Дряхлая зеленоватая кожа, обвисшее брюхо, перепонки меж пальцами рук – ну и рук-то как таких у него периодически не было, а заместо их были перепончатые гусиные лапы. Ну и, естественно, долгая и всклокоченная зеленоватая борода и такие же волосы, с которых повсевременно струится и капает вода. Российский диалог отправится о водяном, что, согласно славянским поверьям, нёс ответственность за воду и за все, что ней живет.

С апреля он пробуждается голодным, сердитым.

В то время как рыболовы задобрят его неплохим гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к для себя большенных рыб из вторых рек, выручает рыболовов от бури и потопления, не рвет бредней и неводов.

Например, он не любил, когда на берегу достаточно много болтают и не давал рыбы.

Это поверье – чисто практическое.
Вот что на этот счет гласит притча:

В одном лесу глухое озеро было.

Мельник должен был с ним соседствовать. Соседство могло быть мирным, а могло быть и беспокойным.

Один из рыбаков, выудивший такового малыша из реки в конечном итоге его отпустил с уговором, что тот нагонит ему в сети как может быть больше рыбы, и тот обещание выполнил.

Но то – маленький водяной. А с огромным были шуточки нехороши.

Были это мельники.

К мельникам в деревне относились разносторонне. Без их труда земледельцам было необходимо бы туго: кто стал бы молоть зерно, чтоб сделать из него муку?

На болоте – это в смысле на воде.

В почти всех местах строили водяные мельницы.

В протяжении голода и собственного гнева водяной три денька ждёт гостинца, и в случае если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного взять гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону.

Жеребцы имели возможность представляться расчудесными созданиями, а в практической жизни они были неподменны в хозяйстве.

Вот фермеры и рассудили, что раз им без жеребца никуда, то и водяному точно жеребец тоже нужен. Просто сделали параллель меж жизнью и собственной жизнью аква духа. И это не единственный пример.

Еще одна параллель, которую проводили фермеры меж жизнью и собственной жизнью водяного, заключалась в том, что водяной был приличным домовладельцем. Была у него жена – в то время как русалка, а в то время как утопленница, и куча деток – водяных чертенят, которые всегда галдели около дома, ждя папу с работы.

Были они шебутные и шаловливые, но не через чур осмотрительные, и оттого рыбакам бывало извлекать их сетями на сберегал.

Что делать с таким водяным ребенком-чертенком, было непонятно – в силу того, что дитя сказать не искусно, на суше начинало рыдать и чахло, а в воде забавно плескалось и смеялось.

Водяной, но, излишних диалогов не любил тогда и, когда люди приходили на сберегал просто так.

Дулся, в случае если произносили имя Господне, ну и в случае если его, водяного, поминали бесполезно. Так, гласили, как будто бы одна дама, катаясь с подружками в лодке, заявила, что отлично бы посмотреть подводное королевство.
Исходя из этого рыбачить у мельницы воспрещалось, редчайшие исключения были возможны только с разрешения самого мельника, посредничающего меж людьми и водяным. В воду тогда либо кидали хлебные крошки либо лили водку – чтоб водяной не злился.

Он имел возможность, например, затопить луг – как тогда пахать? Из-за разлива воды имели возможность пострадать не только лишь пахари, да и пчеловоды, исходя из этого они тоже платили водяному дань, опуская в воду по пуду нового меда.

Похожую вещь делали рыбаки, отпуская 1-ый улов назад в воду, чтоб не сердить водяного. Соседство с ним вообщем добивалось многих предосторожностей.
В озере Водяной жил, а в лесу – Леший, и жили они дружно, с уговором друг дружку не трогать.

Леший выходил к озеру с Водяным диалоги гласить. В один момент лиха неудача попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить.

Кстати, о сомах.

Числилось, что при случае водяной и сам оборачивается этой рыбой.
Это был домовой, что так взял весточку от водяного о каком-то их неспециализированном знакомце, вероятнее всего, таковой же нечисти. Так либо по другому, в очах народа водяной был не отшельником, а очень социализированным существом.

Вспомните расчудесных ассистентов головного храбреца в российских (ну и не только лишь в российских) притчах.

Достаточно нередко это или говорящий жеребец, или крылатый жеребец, профессиональный преодолевать фантастические расстояния и нередко помогающий храбрецу умным советом.

Тогда становится понятно, по какой причине праотцы боялись водяных.

Сом увидал, да в рыло ему и вцепился. Медведь извлёк сома на сберегал, загрыз его и сам погиб. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось.

Вообще-то, это не притча, а так именуемая быличка – история о встрече человека с нечистой силой.

В случае если это все-же происходило, и владелец реки изволил гневаться, то на этот случай мельник держал у себя тёмного петушка, тёмную кошку или тёмную собаку. Попадая в немилость, мельник кидал в воду одно из животных. Числилось, что водяной любит животных тёмной масти и, приняв их в дар, поменяет бешенство на милость.

На данный момент, когда процесс помола полностью механизирован, а водяная мельница – это что-то из глубочайшей старины, о связи мельников и водяных никто не помнит.

Услуги мельника высоко ценились, фермеры занимали очередь, чтоб тот смолол их сбор, а мельник брал за это плату – частью их зерна. Исходя из этого мельнику время от времени питали зависть к и придумывали про него досадные поговорки. Ну, например, не крадёт мельник, а люди сами носят.

Или: Посиживает кулик на болоте, не жнет – не молотит, только денежку колотит.

Дело это было непростым и добивалось познания многих хитростей и тонкостей, а в том месте где хитрости, в том месте и нечистая сила, рассуждали в народе.

Тем паче что и место как раз подходящее: мельница стояла на отшибе и оттого казалась необычной. И мельник тоже казался таким.
Принимая жертву, водяной разрешал устраивать на реке мельницу и, бывало, даже сам жил в том месте: водяное колесо оставляло глубочайшие промоины в речном грунте, и в этих омутах водяному как будто бы бы очень нравилось.

По какой причине потому ей? Может быть, оттого, что для российских водоемов это наибольшая рыба, ее размер может быть около 5 метров, а вес – триста шестьдесят кг. Такое чудо-юдо, считали люди, просто не возможно окажется само по себе – не в неприятном случае как водяной колдует, прикидываясь большой рыбой.

Кто? Ясно, кто – тот, кто в воде основной. Нападения на людей растолковывали нехорошим нравом водяного, или случайным поминанием его имени, или тем, что купальщик залез в воду без креста.

Сом, к тому же, рыба плотоядная: может поруха на утку или какое-нибудь маленькое животное. Бывали случаи, что и на людей нападал, пробуя утащить их на дно.

Это, естественно, не способствовало его хорошей репутации. Кое-какие люди отрешались имеется сома, попавшегося в сети – мол, чертова рыба.

Также числилось, что утопленники необходимы водяному для работы – как слуги, оттого он и затаскивает их к для себя.

Но, все то же самое он имел возможность вытворять и за то, что на мельнице оказались посторонние, трогали без спросу вещи или начинали ловить рыбу у плотины.

Исходя из этого люд водяного хоть и задабривал, но все-же старался держаться от него подальше. Но, был целый опытнейший цех, что с водяным знался и как будто бы бы пребывал в родных, практически дружеских, отношениях.
Например, земледельцы, которые жили за счет обработки земли и выкармливания скота, гласили, что и у водяных собственная скотина имеется.

Заместо скотин у водяного, по поверьям, были лещи, заместо кур – караси, а заместо жеребца у водяного – сом, на котором водяной дух разъезжает по своим владениям и производит контроль подчиненную ему нечисть. Почти всегда, это бесы более маленького сословия – ундины, русалки и другая водяная братия. А водяной на соме у их – наподобие генерала на жеребце.

Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку…

Берут у цыган самую негожую лошадка не торгуясь ровно за три денька. В эти три денька они стараются откормить ее конопляными жмыхами и хлебом.
Гласили, как будто бы ремесло его через чур замысловатое, и чтоб завладеть им, необходимо войти в сговор с линиями.

Исходя из этого в фольклоре мельник время от времени стает чуть не волшебником, при этом злым: мол, и мельницу-то он сооружает на крови.

Гласили, как будто бы при постройке водяной мельницы непременно требуется человеческая жертва, и что мельник типо завлекает случайных путников или опьяненных в омут и топит их в том месте, отправляя водяному прямо в лапы. Просто готовый сюжет для ужастика.
2-ая быличка, тоже о водяном, гласит, как тот обменивался сообщениями с домовым.

Как будто бы бы в один раз дети купались в реке, а в то время как настало время им наряжаться и идти к для себя, кто-то вынырнул из воды и заорал: Сообщите дома, что Кузька погиб!. Детки передали эти слова папе, в этот самый момент кто-то с кликами и шумом соскочил с печи и выбежал вон.

В этот самый момент из воды вынырнуло чудовище и утащило ее под воду – по всей видимости, на экскурсионную поездку. Назад, само собой, уже не выпустило.

Случаи погибели на воде практически все причисляли водяному – мол, человек не сам утоп, а его на дно утянули.
Дремал он в каких-нибудь скрытых местах.

В неких краях убеждали даже, как будто бы дремлет он не в воде, как как будто бобер, выбирается для этого на участок рядом с рекой, но посуше – отыскивает какую-нибудь яму, нору или подземный провал глубже, и в том месте проводит длительные зимние месяцы.

В случае если гласить в протяжении рыбалки, то рыбу распугаешь.

Источник: Глас Рф


Зов тайги