Антология суеверий: водяной

случае если

Чем может быть было задобрить или рассердить славянского духа воды? По какой причине числилось, что мельники могут вступать в сговор с водяными?

Поболтаем о существе, властвующем над водою.
В то время как наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, гласит: Вот для тебя, дед, гостинец на новоселье.

Люби да жалуй русскую семью.

В последний вечер вымазывают у лошадки голову медом с солью, в гриву вмешивают огромное количество бардовых лент, ноги спутывают канатами, на шейку навязывают два ветхих жернова.

Ровно в полночь отправляются к реке. В случае если еще лед не прошел, то связанную лошадка опускают в прорубь.

В случае если же река очистилась ото льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадка середь реки.
Ну и о самих водяных не так и достаточно нередко вспоминают: разве что когда в природном водоеме что-то не очень приятно скользит по ноге. Ясно, что это или водные растения, или какая-то неосмотрительная рыба, но чувства тревожные.

Позднее, по весне, водяной, голодный и не хороший, выбирается и начинает истязать рыбу и ломать лед.

Треск вместе с этим стоит такой, что жутко делается. В эти деньки обитатели и рыбаки сёл, расположенных у реки, старались угодить разбушевавшемуся водяному.

Вот что об этом в книжке Сказания российского народа писал этнограф Иван Сахаров.

И. Я. Билибин, Водяной

Водяной хоть и нечисть, но обмана не любил, и мог наказать мельника, в случае если тот вздумывал обвешивать фермеров, брать

через чур много за свою работу или гнусно молол зерно. Водяной имел возможность рассердиться за такие фокусы и начинал мстить: ломать жернова, прорывать плотину и чинить другие препоны.

Начнем с того, что водяной представлялся праотцам существом, в случае если может быть так выразиться, сезонным.

В то время как водоемы сковывались льдом и наступала зима, водяной уходил в спячку.
На данный момент старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак вторым, когда может быть утопить лошадка.

Огромное несчастие бывает для рыболовов, в случае если водяной не желает угощения, или он перебежал на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зимнюю пору лежит в воде и дремлет крепким сном.

По какой причине в жертву достаточно нередко приносили потому жеребца или имели обычай опускать в воду лошадиный череп?

Дело в том, что жеребец был для славян созданием, которому приписывались сверхъестественные силы.
Из-за сома как будто бы бы водяной однажды даже поссорился со своим другом лешим.

Об этом существует притча, вероятнее всего, местечковая – в том смысле, что она растолковывает, как в степи в один момент показалось озеро.
Его изредка изображали красивым или хотя бы прекрасным.

Дряхлая зеленоватая кожа, обвисшее брюхо, перепонки меж пальцами рук – ну и рук-то как таких у него периодически не было, а заместо их были перепончатые гусиные лапы. Ну и, естественно, долгая и всклокоченная зеленоватая борода и такие же волосы, с которых повсевременно струится и капает вода. Российский диалог отправится о водяном, что, согласно славянским поверьям, нёс ответственность за воду и за все, что ней живет.

С апреля он пробуждается голодным, сердитым.

В то время как рыболовы задобрят его неплохим гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к для себя большенных рыб из вторых рек, выручает рыболовов от бури и потопления, не рвет бредней и неводов.

Например, он не любил, когда на берегу достаточно много болтают и не давал рыбы.

Это поверье – чисто практическое.
Вот что на этот счет гласит притча:

В одном лесу глухое озеро было.

Мельник должен был с ним соседствовать. Соседство могло быть мирным, а могло быть и беспокойным.

Один из рыбаков, выудивший такового малыша из реки в конечном итоге его отпустил с уговором, что тот нагонит ему в сети как может быть больше рыбы, и тот обещание выполнил.

Но то – маленький водяной. А с огромным были шуточки нехороши.

Были это мельники.

К мельникам в деревне относились разносторонне. Без их труда земледельцам было необходимо бы туго: кто стал бы молоть зерно, чтоб сделать из него муку?

На болоте – это в смысле на воде.

В почти всех местах строили водяные мельницы.

В протяжении голода и собственного гнева водяной три денька ждёт гостинца, и в случае если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного взять гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону.

Жеребцы имели возможность представляться расчудесными созданиями, а в практической жизни они были неподменны в хозяйстве.

Вот фермеры и рассудили, что раз им без жеребца никуда, то и водяному точно жеребец тоже нужен. Просто сделали параллель меж жизнью и собственной жизнью аква духа. И это не единственный пример.

Еще одна параллель, которую проводили фермеры меж жизнью и собственной жизнью водяного, заключалась в том, что водяной был приличным домовладельцем. Была у него жена – в то время как русалка, а в то время как утопленница, и куча деток – водяных чертенят, которые всегда галдели около дома, ждя папу с работы.

Были они шебутные и шаловливые, но не через чур осмотрительные, и оттого рыбакам бывало извлекать их сетями на сберегал.

Что делать с таким водяным ребенком-чертенком, было непонятно – в силу того, что дитя сказать не искусно, на суше начинало рыдать и чахло, а в воде забавно плескалось и смеялось.

Водяной, но, излишних диалогов не любил тогда и, когда люди приходили на сберегал просто так.

Дулся, в случае если произносили имя Господне, ну и в случае если его, водяного, поминали бесполезно. Так, гласили, как будто бы одна дама, катаясь с подружками в лодке, заявила, что отлично бы посмотреть подводное королевство.
Исходя из этого рыбачить у мельницы воспрещалось, редчайшие исключения были возможны только с разрешения самого мельника, посредничающего меж людьми и водяным. В воду тогда либо кидали хлебные крошки либо лили водку – чтоб водяной не злился.

Он имел возможность, например, затопить луг – как тогда пахать? Из-за разлива воды имели возможность пострадать не только лишь пахари, да и пчеловоды, исходя из этого они тоже платили водяному дань, опуская в воду по пуду нового меда.

Похожую вещь делали рыбаки, отпуская 1-ый улов назад в воду, чтоб не сердить водяного. Соседство с ним вообщем добивалось многих предосторожностей.
В озере Водяной жил, а в лесу – Леший, и жили они дружно, с уговором друг дружку не трогать.

Леший выходил к озеру с Водяным диалоги гласить. В один момент лиха неудача попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить.

Кстати, о сомах.

Числилось, что при случае водяной и сам оборачивается этой рыбой.
Это был домовой, что так взял весточку от водяного о каком-то их неспециализированном знакомце, вероятнее всего, таковой же нечисти. Так либо по другому, в очах народа водяной был не отшельником, а очень социализированным существом.

Вспомните расчудесных ассистентов головного храбреца в российских (ну и не только лишь в российских) притчах.

Достаточно нередко это или говорящий жеребец, или крылатый жеребец, профессиональный преодолевать фантастические расстояния и нередко помогающий храбрецу умным советом.

Тогда становится понятно, по какой причине праотцы боялись водяных.

Сом увидал, да в рыло ему и вцепился. Медведь извлёк сома на сберегал, загрыз его и сам погиб. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось.

Вообще-то, это не притча, а так именуемая быличка – история о встрече человека с нечистой силой.

В случае если это все-же происходило, и владелец реки изволил гневаться, то на этот случай мельник держал у себя тёмного петушка, тёмную кошку или тёмную собаку. Попадая в немилость, мельник кидал в воду одно из животных. Числилось, что водяной любит животных тёмной масти и, приняв их в дар, поменяет бешенство на милость.

На данный момент, когда процесс помола полностью механизирован, а водяная мельница – это что-то из глубочайшей старины, о связи мельников и водяных никто не помнит.

Услуги мельника высоко ценились, фермеры занимали очередь, чтоб тот смолол их сбор, а мельник брал за это плату – частью их зерна. Исходя из этого мельнику время от времени питали зависть к и придумывали про него досадные поговорки. Ну, например, не крадёт мельник, а люди сами носят.

Или: Посиживает кулик на болоте, не жнет – не молотит, только денежку колотит.

Дело это было непростым и добивалось познания многих хитростей и тонкостей, а в том месте где хитрости, в том месте и нечистая сила, рассуждали в народе.

Тем паче что и место как раз подходящее: мельница стояла на отшибе и оттого казалась необычной. И мельник тоже казался таким.
Принимая жертву, водяной разрешал устраивать на реке мельницу и, бывало, даже сам жил в том месте: водяное колесо оставляло глубочайшие промоины в речном грунте, и в этих омутах водяному как будто бы бы очень нравилось.

По какой причине потому ей? Может быть, оттого, что для российских водоемов это наибольшая рыба, ее размер может быть около 5 метров, а вес – триста шестьдесят кг. Такое чудо-юдо, считали люди, просто не возможно окажется само по себе – не в неприятном случае как водяной колдует, прикидываясь большой рыбой.

Кто? Ясно, кто – тот, кто в воде основной. Нападения на людей растолковывали нехорошим нравом водяного, или случайным поминанием его имени, или тем, что купальщик залез в воду без креста.

Сом, к тому же, рыба плотоядная: может поруха на утку или какое-нибудь маленькое животное. Бывали случаи, что и на людей нападал, пробуя утащить их на дно.

Это, естественно, не способствовало его хорошей репутации. Кое-какие люди отрешались имеется сома, попавшегося в сети – мол, чертова рыба.

Также числилось, что утопленники необходимы водяному для работы – как слуги, оттого он и затаскивает их к для себя.

Но, все то же самое он имел возможность вытворять и за то, что на мельнице оказались посторонние, трогали без спросу вещи или начинали ловить рыбу у плотины.

Исходя из этого люд водяного хоть и задабривал, но все-же старался держаться от него подальше. Но, был целый опытнейший цех, что с водяным знался и как будто бы бы пребывал в родных, практически дружеских, отношениях.
Например, земледельцы, которые жили за счет обработки земли и выкармливания скота, гласили, что и у водяных собственная скотина имеется.

Заместо скотин у водяного, по поверьям, были лещи, заместо кур – караси, а заместо жеребца у водяного – сом, на котором водяной дух разъезжает по своим владениям и производит контроль подчиненную ему нечисть. Почти всегда, это бесы более маленького сословия – ундины, русалки и другая водяная братия. А водяной на соме у их – наподобие генерала на жеребце.

Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку…

Берут у цыган самую негожую лошадка не торгуясь ровно за три денька. В эти три денька они стараются откормить ее конопляными жмыхами и хлебом.
Гласили, как будто бы ремесло его через чур замысловатое, и чтоб завладеть им, необходимо войти в сговор с линиями.

Исходя из этого в фольклоре мельник время от времени стает чуть не волшебником, при этом злым: мол, и мельницу-то он сооружает на крови.

Гласили, как будто бы при постройке водяной мельницы непременно требуется человеческая жертва, и что мельник типо завлекает случайных путников или опьяненных в омут и топит их в том месте, отправляя водяному прямо в лапы. Просто готовый сюжет для ужастика.
2-ая быличка, тоже о водяном, гласит, как тот обменивался сообщениями с домовым.

Как будто бы бы в один раз дети купались в реке, а в то время как настало время им наряжаться и идти к для себя, кто-то вынырнул из воды и заорал: Сообщите дома, что Кузька погиб!. Детки передали эти слова папе, в этот самый момент кто-то с кликами и шумом соскочил с печи и выбежал вон.

В этот самый момент из воды вынырнуло чудовище и утащило ее под воду – по всей видимости, на экскурсионную поездку. Назад, само собой, уже не выпустило.

Случаи погибели на воде практически все причисляли водяному – мол, человек не сам утоп, а его на дно утянули.
Дремал он в каких-нибудь скрытых местах.

В неких краях убеждали даже, как будто бы дремлет он не в воде, как как будто бобер, выбирается для этого на участок рядом с рекой, но посуше – отыскивает какую-нибудь яму, нору или подземный провал глубже, и в том месте проводит длительные зимние месяцы.

В случае если гласить в протяжении рыбалки, то рыбу распугаешь.

Источник: Глас Рф


5 комментариев к “Антология суеверий: водяной”

  1. ТРЕБОВАНИЯ ЕВРОМАЙДАНА
    1. СКОРЕЙШЕЕ ПОДПИСАНИЕ АССОЦИАЦИИ С ЕВРОСОЮЗОМ.
    2. ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 2004 ГОДА.
    3. ДОСРОЧНЫЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ.
    4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ВСЕХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ.
    ПОКА ВСЕ ЭТО НЕ ВЫПОЛНЯТ – ЕВРОМАЙДАН БУДЕТ СТОЯТЬ!!!!!!!
    УКРАИНЦЫ, БЕРИТЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ, ВЫХОДИТЕ ПОМОГАТЬ ПРОТЕСТУЮЩИМ!!!

  2. Братцев Артур

    "По просачивающейся из ЕЦБ информации, за первый квартал 2014 года отток капитала из России достиг 221 млрд долларов. P. S. Бровада русской биомассе закончится уже в октябре !

Оставьте комментарий