Страны постсоветского пространства как «безопасные страны происхождения» мигрантов

Концепция надёжной страны происхождения (БСП) мигранта показалось в Директиве ЕС 2005/85/EC в 2005 году. Обновленная Директива 2013/32/ЕС разъясняет, что надёжная страна происхождения мигрантов (safe country of origin, SCO) подразумевает наличие демократических и правовых процедур, при которых каждые нарушения прав человека, а также во время вооруженного конфликта, смогут быть расследованы и осуждены свободным органом.

Для миграционного права суть правовой конструкции «надёжной страны происхождения мигранта» пребывает в следующем: прошения об убежище либо другой форме интернациональной защиты от данной категории лиц рассматриваются в Европе в упрощенном порядке и подлежат отклонению, за исключением особенных случаев. Так, подача прощения об убежище от гражданина страны, включенного в перечень надёжных государств происхождения мигрантов, приведет к упрощенному рассмотрению его прошения в течение 15 дней в Бельгии (по неспециализированному правилу — 6 месяцев), в течение 30 дней в Чехии (по неспециализированному правилу — 6 месяцев) либо в течение 48 часов в Норвегии. В Англии прошение о интернациональной защите либо убежище лицом из перечня БСП возможно отклонено как необоснованное и не подлежащее рассмотрению.

Принципиально важно отличать правовую конструкцию «надёжной страны происхождения мигранта» от «надёжных третьих государств» (safe third countries). Последние, по смыслу ст. 38 Директивы 2013/32/ЕС, являются государствами, в которых лицо, обратившиеся за международной защитой и убежищем, имеет возможность быть в безопасности. При, в то время, когда эта третья страна отказывается принять просителя убежища, государство — член ЕС обязано открыть процедуру рассмотрения его прошения по неспециализированным правилам. Конструкция БСП свидетельствует достаточность и безопасность национальных правовых процедур для обеспечения защиты граждан этих государств, тогда как надёжные третьи страны выступают поручителями правовых процедур и предоставления безопасности для граждан других государств. Обе правовые конструкции — надёжных государств происхождения мигранов и надёжных третьих государств — взаимосвязаны. Они имеют цель упростить миграционный менеджмент и оптимизировать предоставление убежища на территории ЕС. Формирование обоих перечней есть необыкновенной компетенцией национальных законодателей европейских стран.

На данный момент большая часть европейских стран в том либо другом виде упоминают концепции БСП и надёжных третьих государств в собственном законодательстве. Италия, Португалия, Румыния, Словения и Кипр не имеют таких конструкций в законодательстве . Швеция, Финляндия и Норвегия de jure не имеют перечней надёжных государств, но применяют упрощенную процедуру рассмотрения прощений на убежище в отношении граждан отдельных государств. Последовательность государств (к примеру, Эстония) обновили законодательство, но до сих пор не организовали перечень БСП и надёжных третьих государств.

Одобренный в июне 2015 года второй пакет общеевропейской стратегии миграции включал в себя идею создания единого общеевропейского перечня БСП. Не обращая внимания на эти попытки, на данный момент в ЕС нет ни единого мнения по этому вопросу, ни единого перечня БСП. Только 15 европейских стран в той либо другой форме применяют перечень БСП для оптимизации миграционного процесса: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Ирландия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словакия, Франция, Финляндия, Чехия. Да и в этих государствах перечни различаются по количеству, критериям происхождения и набору стран мигрантов. самый внушительный перечень из 32 стран имеет Голландия, потом — Англия с 24 надёжными странами происхождения мигрантов, Мальта с 23 и Австрия с 204.

Перечень БСП Ирландии складывается из Албании, Сербии, Грузии, Южной Африки и всех свободных стран, созданных по окончании распада Югославии5. Англия дифференцирует страны происхождения мигрантов в зависимости от гендерной принадлежности заявителей. Королевство признает надёжными государствами происхождения Эквадор, Гамбию, Гану, Кению, Малави, Маврикий, Либерию для мигрантов мужского пола, а для просителей убежища женского пола, по смыслу английского гуманитарного права, данные государства небезопасны6. Исландия признает территорию Украины надёжной — но за исключением ее Крыма и восточных регионов7. Отдельные страны ЕС предоставляют защиту и исключают группы лиц из неспециализированного перечня надёжных государств происхождения мигрантов с учетом личных изюминок заявителей, как, к примеру, Норвегия для альбиносов из Танзании либо Голландия для представителей ЛГБТ-сообщества из Алжира и Марокко.

Пик прошений о предоставлении убежища от граждан государств постсоветского пространства в ЕС пришелся на 2016 год. В текущий год было зафиксировано предельное количество заявителей из Армении, Азербайджана, Таджикистана и Молдовы. Пик прошений от граждан свободного Узбекистана пришелся на 2006-2008 гг., России — на 2013 год ,а Украины — на 2015 год.

Весьма интересно проследить географические предпочтения обитателей свободных стран постсоветского пространства в отыскивании убежища. В 2017 году самая обширную географию имели просители убежища из государств Кавказа — Грузии, Азербайджана и Армении [далее указаны только кое-какие страны с преобладающим числом прошений]. Так, 3459 грузин обратились за убежищем в Германии; 2102 — во Франции; 1107 — в Греции;; 507 — в Голландии; 454 — в Австрии; 289 — в Исландии. Обитатели Азербайджана в 2017 году искали защиту в основном в Германии (3408 чел.); во Франции — 472; Швеции — 293; Великобритании — 104 и Австрии — 70 человек. Армянские граждане подали 3850 прошений в Германии; 2357 — во Франции; 228 — в Австрии; 125 — в Италии; 116 — в Испании.

Германия, Швеция и Польша занимают верхние строки в перечне европейских государств, каковые в 2017 году зарегистрировали наибольшее число прощений о защите от граждан стран Центральной Азии. Так, граждане Туркменистана подали 121 прошение в Германии; 7 — в Швеции; по 2 — в Франции и Польше. 284 обитателя Казахстана обратились за убежищем в Швеции; 203 — во Франции; 140 — в Германии. Граждане Кыргызстана подали 186 прошений в Швеции; 122 — в Германии и 34 — во Франции. В 2017 году Швеция зарегистрировала 366 прошений от граждан Узбекистана; германия — 60 прощений; Англия — 29; Франция — 18.

Для России, Украины, Беларуси и Молдовы лидирующими государствами приема являются Германия и Франция. В 2017 году россияне подали 6226 прошения об убежище в Германии; 2787 — во Франции; 3526 — в Польше; 1396 — в Австрии; 468 — в Швеции; 404 — в Финляндии. 365 граждан Беларуси обратились за убежищем в Германии; 117 — в Голландии; 59 — во Франции и 40 — в Польше. Обитатели Молдовы искали убежище в Германии — 1058, Голландии — 342, и Италии — 45 человек. В 2017 году граждане Украины подали 2747 прошений об убежище в Италии; 2265 — в Испании; 1322 — в Германии; 687 — во Франции и 668 — в Польше.

Вот ещё на днях все о выезде за границу на https://zagrandok.ru/ почитал, мне кажется это более чем интересная, важная и нужная для человека информация. Не верите, то тогда сами посмотрите. Узнайте много нового о миграции.

Зов тайги