Анатомия суеверий: леший

леший

Каким был леший в представлениях славян? Как праотцы растолковывали его происхождение?

Владыка лесов, когда милостивый, а в то время как, напротив, опасный и свирепый, повелевающий деревьями, птицами и животными. В российских притчах это существо назвали лешим, вприбавок лесовиком, одичавшим мужичком и лесным дядей.

Охотники гласили: в случае если услышишь что-то схожее около своей стоянки – беги и не оглядывайся, бросая все: лишь бы ноги унести от лесного владельца.

Раз шумит – означает не в настроении. Или, напротив, в настроении поиграть с людьми – запутать их и вынудить плутать по лесу.

Что-то непередаваемое – два каких-либо мешка – очевидно, груди – болтались впереди; долгие перепутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

Тургенев ощутил одичавший кошмар, леденящий кошмар перед сверхъестественным. Не длительно думая, не пробуя понять, осмыслить, что же все-таки это такое, он приложив все вероятные усилия поплыл к берегу.
Он бродил целый денек и к вечеру вышел на сберегал негромкой речки.

Раздевшись, он бросился в нее.
Но, имеется последовательность российских сказок, где о зеленоватых очах, огромном росте и зелёных волосах ни слова. В какой-то из них леший описывается как обычный молодой мужик, только вполне седоватый.

Вот что гласит притча:

О том, как потому смотрелся леший в представлениях протцов, делать выводы тяжело. Кое-какие обрисовывали его как существо огромного роста, размером с вековое дерево.

Другие гласили, что у лешего зеленоватая кожа, зеленоватые перепутанные зелёные глаза и волосы, сверкающие, будто бы бы два изумруда.

 

 

Судачили, как будто бы у лешего повсевременно в волосах листва.

Он начал хлестать страшного гуманоидоподобного зверька, что пустился наутек, крича от боли. Скоро это существо, схожее на самку гориллы, провалилось через землю в зарослях".

А до того времени пока возвратимся ко внешности лешего.

По чести сказать, в почти всех притчах леший так и остается невидимым, давая знать о для себя только звуками: хлопаньем, уханьем, свистом, криками и щёлканьем.
Только поразмыслил это, а тот будто бы бы мысль его предвидел. "Оттого, – гласит, – я и сед, что чертов дедушка!"

Другими словами лешие, непременно, были созданиями нечистыми, демоническими. Об их происхождении имеется последовательность догадок.

"Шел по лесу охотник и лицезреет – на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужчина посиживает, с лаптями колупается и периодически грозит месяцу, чтоб тот с неба светил бросче. Чудно стало охотнику: отчего так, задумывается, собою мужчина еще молодец, а волосом как лунь сед?

В то время как Всевышний увидел, чем занимается сатана, тот уже успел наклепать пару чертей. Всевышний рассердился и отдал приказ архангелу Гавриилу свергнуть Сатану и всю нечистую силу с неба.
Одна из их, записанная в Вологодской губернии, говорит, что лешие показались чуток позже, чем люди. Сначала на свете были только бес и Бог.

Всевышний сотворил человека, и сатана испытал сотворить, но человека не вышло, а вышел линия. Сатана старался, но итог оставался все этим же.

2-ая версия относительно леших касается существования не очень бессчётного вида гуманоидоподобных созданий, которые успели эволюционировать от приматов, но до человека еще не доэволюционировали. Совсем правильно так же те, кто увлекается паранормальными явлениями, растолковывают легенды о снежном человеке, что типо тоже значительно больше людей и очень мохнат.

К слову сказать, полного и оптимального разъяснения, отчего животные в один момент снимаются с места и меняют ареал обитания, наука до сего времени не предоставила. Праотцы растолковывали это просто: мол, один леший второму в карты проиграл, вот зверье в 2-ой лес и ушло.
Позднее мальчишка воротился. Он был целый покрыт кожей, толстой, как кора, от одежки остался только ворот.

А сверх того, мальчишка совершенно запамятовал, как сказать, и еле обучался опять.

"наверняка," эта история о ребенке-маугли, что потерялся в лесу, каким-то образом смог выжить и, может быть, примкнул к стая одичавших животных.

А шок имел возможность стать предпосылкой утраты речевых способностей.
Имел возможность ли ребенок взаправду повстречаться с кем-то, схожим на лешего? Трудно сказать точно, но история знает одно любознательное свидетельство достаточно необыкновенных лесных жителей.
Отталкивающая внешность леших дам растолковывает, отчего лесовики охотились за дамами человеческими.

Они с удовольствием утаскивали женщин к для себя, и те дичали, нередко запамятывая человеческую воззвание.

Воровали не только лишь женщин, да и малышей – тех брали на воспитание и растили как собственных детенышей.

В XIX столетии обрисовывали, например, случай, случившийся в Крестецком уезде, в деревне Ямницы: в том месте гласили, что лесовой увел малыша, мальчугана лет 13.

 

 

Свою легенду о леших имеют и коренные народы, населяющие Сибирь. Например, манси задумывались, что в то время как всевышние творили людей, они применяли лиственницу и глину. Глиняные фигуры стали людьми – век их недолог: в то время как им горячо, из их выступает вода (другими словами пот), а вдруг их кинуть в воду – утопают.

Вторых людей всевышние сделали из лиственницы.

Позднее Ги де Мопассан дает разъяснение произошедшему. Оказалось, что это была сумасшедший, жившая в лесу более 30 лет, которую кормили пастухи. Кто знает, может, все легенды о встречах с лешими, или лесными людьми, – это истории о встречах с дикими людьми, которые почему-либо появились в лесу одни?

Это были бы потерявшиеся малыши или малыши, чьи предки жили в лесу, но рано погибли, и ребенок был предоставлен сам для себя и вырос, не умея толком даже гласить – только вопить, свистеть и аплодировать в ладоши.

Косолапый воспользовался у лешего огромным почтением. В случае если лешему удавалось найти вино, то он повсевременно наливал и медведю, что числился животным непростым также расчудесным.

Но, об этом уже рассказывалось в одной из прошедших программ. Что все-таки касается карточной игры на стада белок и зайцев, то, по всей видимости, так люди пробовали осмыслить миграционные процессы, которые происходят посреди животных.

Они оказались крепкими и не тонущими в воде.

Но когда всевышние окончили работу, люди из лиственницы здесь же разбежались по лесам, и их стали звать мэнквами, лешими.

Что касается привычек и быта, то здесь у леших все, как у людей, – в том смысле, что кому-то из их, если доверять сказкам, нравилось одиночество, а кто-то предпочитал обзаводиться широким потомством и семьёй. Селились и те, и другие в еловых чащах, от людей подальше.

Кое-какие имели крепкие связи с соседями – с водяными или с этими же лешими. С водяными имели возможность дружить, а имели возможность и драться, а вот с для себя схожими дела поддерживали добрые.

Любили, например, перекинуться в картишки.

Но так как средства их не заинтересовывали, то ставкой в игре были белки, зайцы, остальные животные и волки, не считая медведей.
Но чудовище плыло еще стремительнее и с весёлым визгом касалось его шейки, поясницы и ног. В конце концов, молодой человек, бешеный от испуга, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, кинув ружьё и одежку.

Ужасное существо последовало за ним; оно бежало так же скоро и так же, как и до этого взвизгивало.

Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчишка, пасший стадо коз.
Хоть какой люд осмысливал образ зеленоватого человека по-своему, но неспециализированные черты сохраняются без трансформаций.

В случае если сказать о сексапильности, то здесь нельзя не упомянуть о том, что лешие, например, достаточно нередко воровали обычных дам как раз с целью плотских утех. Но об этом – чуток позже.

Но принципиальные исследователи об этой версии и слышать не хотят, считая ее ненаучной и через чур уж умопомрачительной. Да и 2-ой заместо не предлагают.

Мол, сказки, ну и дело с финишем. А веровать в их или нет и как растолковывать – это личное дело каждого.

И в этом изображение лешего поразительно припоминает так называемого зеленоватого человека, которое время от времени может быть увидеть в средневековом декоре. Например, колонны могут быть украшены лицом, обрамленным страничками, и листья могут торчать у него не только лишь из бороды и волос, но даже и высовываться изо рта.

Специалисты убеждены в том, что зеленоватый человек – это универсальный образ для огромного количества народов, некоторое вегетативное божество, символизирующее природу – ее потаенны, животную силу и необузданную сексуальность.
 В принадлежности оно русскому писателю Ивану Тургеневу и было поведано им его парижским обычным. Записал его рассказ 2-ой классик глобальный литературы – Ги де Мопассан. Процитирую отрывок:

"Будучи еще юным, Тургенев как-то охотился в российском лесу.
В любом случае – не к добру.

 

 

Но бывало и без того, что леший пребывал в благостном размещении духа, и в таких ситуации доходил к охотничьему костру, чтоб сесть и погреться.

Вправду, лицо он от пламени отворачивал: или непривычный свет резал глаза, или он боялся быть определённым по волосам и зелёной бороде.
Так либо по другому, лешего отрисовывали как владельца всего живого в лесу.

И оттого люди, которые промышляли охотой или выпасом скота, старались лешего задобрить: клали на пни пищу или ставили бутылку вина, чтоб тот загонял в силки сберегал и дичь скотин от волков.

В качестве спутниц лешие имели возможность выбирать так именуемых леших баб – их обрисовывают такими же зеленоволосыми, как и леших. Вприбавок лохматыми, морщинистыми и с обвисшей грудью – по всей видимости, житье в почаще никого не красит.

Гавриил выполнил приказ, и бесы посыпались вниз. Кто-то свалился в преисподняя, кто-то – в воду и стал водяным, а кто-то – в лес и перевоплотился в лешего.

Белорусский вариант занимательнее: мол, Ева и Адам произвели на свет двенадцать пар деток, но, когда Всевышний попросил показать потомство, отчего-то представили вседержителю только 6 пар ребятишек, а других запрятали в почаще. В конечном итоге от шестерых представленных Всевышнему пар пошло население земли, а от запрятанных – нечисть.

В один момент чья-то рука дотронулась до его плеча. Он скоро обернулся и увидел ужасное существо, которое рассматривало его с скупым любопытством.

Оно было похоже не то на даму, не то на мартышку. У него было обширное морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо.

 

Мульт "Глубокоуважаемый леший"

 

 

Источник: Глас Рф


Зов тайги