Крым. Бахчисарай. Ханский дворец

крым


Наконец наступила осень, и мы с товарищами и решили не много проехаться по Крыму. Летом это жутко и неприятно от богатства туристов, зимой через чур темно, а осенью в самый раз.

В компании с нами был потрясающий крымский фотограф А. Чугуй.

К тому же солнышко вышло опять, и стало совершенно потрясающе.

 

Бахчисарайский дворец. Внутренний двор.

И в случае если мы начнем на данный момент предъявлять российские счета друг дружке, ничего неплохого из этого не выйдет. Повторюсь: не надо в угоду политике превращать историю в сказку, в какой действуют добрые «плохие чужие» и свои «парни». Необходимо ее такой, какая она имеется, со противоречиями и всеми сложностями.

И сделать верные выводы.
Не было кормилиц и нянек, в случае если крымцы длительно не чинили набегов на Восточную и Западную Русь. Российские рабыни видятся еще в XV века в разных городках Италии. Много было российских рабов и у мамелюков в Египте.

С конца XVI века , в XVII также в XVIII столетии Венеция и Франция употребляли российских рабов на военных галерах как гребцов колодников, всегда закованных в цепи.
Кольбер в особенности не жалел средств на приобретение потому этих рабов на рынках Леванта, а Благочестивый Людовик XIV только временами добавлял, чтоб эти "Russiens" не были "схизматик".

В таких размерах совершалась в XV-XVIII столетиях торговля русскими невольницами и невольниками в Европе.
А ущелье стало называться Марьям-дере — ущелье Святой Марии.

2-ое предание гласит о злом змие, поселившемся в этих краях и пожиравшем скот и людей. генуэзцы и Греки стали молиться Пресвятой Богородице, прося вызволить их от змея. в один раз ночкой они увидели на горе пылающую свечу.
Крымцы совершали набеги даже «под заказ». Российский историк Сергей Соловьев информирует, что во 2-ой половине 40-ых годов XVII века турецкий султан Ибрагим отдал приказ крымскому хану совершить набег, чтоб собрать невольников для укомплектования новых каторг (так назывались парусно-гребные суда — из этого и пришло в российский язык слово «каторга»).

Еще в шестанадцатом веке российское правительство вынуждено было принять особенный закон «Об искуплении военнопленных» и ввести так именуемый посошный сбор, другими словами налог с каждой сохи на выкуп военнопленных.

Сумма, которую платила Русская Федерация крымцам каждый год, доходила до 100 50 тыщ рублей.

Итак, практически Бахчисарай.
 

Крыши Ханского дворца

30 один тыща христиан загрузила свой добро на подводы и покинула родной край. Правили переселением князь Г. А. Потемкин (1739-1791) и граф П. А. Румянцев (1725-1796), но основная тяжесть проблем легла на плечи А. В, Суворова (1729-1800).

Это была лебединая песня крымских рабовладельцев. После одна тыща семьсот восемьдесят три года полуостров совсем растерял ужасную славу невольничьего рынка и понемногу начал преобразовываться в зона отдыха, райский уголок земли.

Крымская история сложна и кровава. Свой личный счет исторических обид имеется у каждого народа, населяющего Крым.

Его тяжело заподозрить в предвзятости. О крымских татарах он откликался в главном в хороших тонах, всячески превознося их воинские доблести.

Ниже приведен кусок из «Книги путешествия» Челеби.

«Сами татары гласили посланцам султана: «…а вот ведь имеется более 100 тыщ татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. В случае если им не делать набегов, чем все-таки они жить станут?» — пишет историк Г. А. Санин.

В 15-17 столетиях в Турции, Персии, Средней Азии процветала работорговля.

«Они до того обогатились добычей от частых набегов, что знатнейшие из их в достатке и пышно-
сти не уступают даже туркам», — писал посланник польского короля Мартин Броневский, побывавший в Крыму в шестанадцатом веке.

Самый дорогой раб (молодой, не так издавна оккупированный мужик) стоил, согласно данным разных источников, от 100 20 до двести рублей, самый дешевый (старик, проживший пару 10-ов лет в Крыму) — 50 рублей.

Раз в день в том месте продается достаточно много возлюбленных красавчиков и сотен невольниц».

Собственные наблюдения покинул для потомков и литовский засол в Крыму Михалон Литвин (XVI век).

Вот цитата, которая дает четкое понятие об главном, выражаясь современным языком, источнике доходов крымцев:

Чтоб добраться до нее, вытесали в горе ступени и, встав по ним, увидели образ Пресвятой Богородицы. Рядом с иконой лежал мертвый змей.

Кафедра – место с которого мулла обращался к правоверным.

На данный момент мечеть и ложа поделены окном со стеклами.

Скоро поблизости монастыря утвердилась новенькая столица Крымского ханства — Бахчисарай. Такое соседство разрешало послам, прибывавшим к хану из православных государств, молиться посреди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита.

Так как все их места и торги сбора податей полнятся только продуктом этого рода, на что к тому же у их в хоть какой момент спрос, он годится и для торговли, и для залога, и для подарка…»

Наблюдения литовского посланника подтверждаются записями в так именуемых кадиаскерских книжках — а это документы, лишенные всяких чувств и только фиксирующие факты и числа. Вот вам наглядный пример одной из таких записей: «Реализовал этому Халил Аге добросовестной продажею хлебопахотную и пастбищную почву… с 3-мя казаками и одной невольницей и 2-мя урожденными невольниками, 20 5 головами рогатого скота, 3-мя металлическими казанами».

Остались только четыре монастыря: святого Петра и святого Жору в Кафе, Георгиевский и Успенский. Бывали случаи, когда христианских священников преследовали. Исходя из этого у митрополита Игнатия (Гозадини) появилась мысль о переселении христиан в Россию.
В первой половине 70-ых годов восемнадцатого века он обратился в Святейший Синод, а в первой половине 70-ых годов XVIII века к самой императрице Екатерине II с предложением вывести христиан из Крыма.

 

 

Турция и Наша родина — давешние враги, а Крымское ханство, подчинённый Османской Порты, приносило много бед южным почвам Украины и Рф.
Женская и мужская

Один из восстановленных объектов дворца.
При крещении ребенку дали имя Иаков.

Он взял образование в Венецианской греческой коллегии, а после испросил разрешение родителей стать монахом 1-го из монастырей на святой горе Афон. Монащество принял с именованием Игнатий.
Большая часть реформ Петра были актуально необходимы, другие были излишни ( насильная ломка быта, глумление над старыми обычиями и традициями, огульно заявленными "предрассудками" и т.п. ). Кое-какие реформы, как, например, упразднение патриаршества, были прямо вредоносны. Армейские же мероприятия его — военная реформа, зарождение флота — отмечены печатью гения и одни уже дают ему право именоваться Величавым.

Но жить рабовладельческим промыслом по мере усиления могущества Рф становилось все тяжелее.
Мы не планируем здесь детально излагать и осуждать реформы Петра I. Это вывело бы нас через чур за рамки российского умеренного труда.

Скажем только, что если б этого Правителя не было, анархия совершенно победила бы страну, низведя "Московию" на положение какого-либо Бухарского ханства или Абиссинской тирании, поделённую на "сферы воздействия".

 

Десктоп работника музея

Направьте внимание на кинжал на столе. Сокровище его выше ввиду того, что он железный и дожил до наших дней, что вообщем большая уникальность, железо очень скоро преобразовывается в ржавчину.
 

Медная фибула, литая

Но, согласно точки зрения неких историков, потому суперприбыльность рабовладельческого промысла и стала одной из основных обстоятельств ослабления Крымского ханства. Дело в том, что в погоне за полезностью масса населения предпочитала заниматься не ремеслами или земледелием, другими словами работорговлей.

Вот и здесь достаточно много веков вспять появился Успенский монастырь, один из самых старых в Крыму. Найти время его основания на данный момент не берется никто. В ученом мире есть две версии.

 

Дворцовое кладбище

На надгробьях разные фигуры, для парней – тюрбан, для дам, что-то наподобие шапки.

Тогда поняли люди, что Богоматери угодно, чтоб Ее икона пребывала потому здесь. И высекли они в горе храм, а к храму ступени и перенесли в том направлении икону.

Явление святой иконы случилось пятнадцать августа, в денек Успения Божией мамы, исходя из этого новый храм был посвящен этому событию.

 

Место купания, раковина

Часть пола отсутствует, для демонстрации совокупы подогрева средством циркуляции теплого воздуха.

Трубы к кранам раковин проходили в стенах.
Копия же была ориентирована царю Борису Годунову. Скоро пришел ответ, в какой Борис его отпрыск и Годунов Федор «…приказали им (монахам) дати за нашею царскою печатью, если попки Отон или другой что священик от тех храмов приедут к нам в российскее правительство к Москве и им российского ворят, что от монгольского засилья греческие церкви разорены».

Тем паче что Турция, теснимая русскими на всех фронтах, на данный момент старалась откреститься от собственного брутального вассала.

«Крымские татары всегда были бременем для Высочайшей Порты, — писал турецкий политический деятель тех лет Ресми-Ахмет эфенди. — Знатокам истории как мы знаем, что татары потому всегда были предпосылкой разрыва мира меж нами и Москвой и агрессивных компаний ее против Порты».

На самом деле дела, турки применяли Крымское ханство в собственных заинтересованностях, а позднее выбросили его, как выжатый лимон.

Как выяснилось в том месте выходной, но мы уладили вопрос.

Нам выпала редчайшая возможность неторопливо побродить по дворцу, без толпы около.
Во-1-х, так как большая часть подданных ханства были греки и армяне, занимавшиеся земледелием, ремеслом, торговлей, и ханская казна пополнялась за счет их труда, то после переселения большинства из их в Россию экономика Крымского ханства появилась в упадке.

Во-2-х, оставалась опасность экзекуции над христианами со стороны мусульман.

Плита с историей подвига

Карточка с расшифровкой подвига

Выходим из фондов и направляемся на кладбище (мезарлык).

«Все неправильные в собственных государствах боятся татар… На все четыре стороны света они идут на страны неправильных, обреченных попасть в преисподняя, грабят их и уводят, стенающих, в плен.

Латунь все-же лучше сохраняется, чем железо.
 

Стела «Наездники» датируется 1-2 в до н.э.

Карточка стелы «Наездники»

Обрадованные люди вознесли благодарение Всевышнему, змея разрубили на части и сожгли. С тех пор жители близлежащих сёл стали приходить на гору и молиться Богородице.
 

 

В протяжении турецкого вторжения в Крым в одна тыща четыреста 70 5 году Успенский монастырь избежал разгрома.

В равнинах неподалеку от монастыря археологи отыскали христианские могильники, датируемые VI веком. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: в случае если существовали христианские поселения, то верующим необходимы были храмы с целью проведения богослужений.
 

 

О том, по какой причине Успенский монастырь показался конкретно на этом месте, молвят предания. В прежние времена в ущелье пастух по имени Миша пас стадо.

 

 

Горы, окружающие Бахчисарай, очень великолепны.

Но, погода скоро испортилась, и комфорт растворился.

 

 

Достаточно современная постройка ветхого городка

Один из мостов перед дворцом

Безымянный источник

Реальный Ветхий город, как он имеется

Автомобиль здесь не проедет

По словам священников, такую грамоту имели еще четыре православные церкви, но утеряли. Послы сделали копию, а грамоту возвратили монахам.

На этом экскурсионная поездка была закончена, были ещё чебуреки, различные напитки и шурпа, но это навряд ли кому то очень любопытно. 🙂

Пару слов о том, за чей счёт был целый этот банкет:

Начнем с записок турецкого путника Эвлии Челеби, побывавшего в Крыму в 60-х годах XVII века.

Смотровая площадка.

Оконные просветы декорированы средневековыми жалюзями.

Вид с площадки взаправду потрясающий.

Согласно точки зрения историков, только за первую половину XVII века и только из российских земель в полон было угнано 150—200 тыщ людей (все население Величавого Столичного Княжества тогда составляло
7 миллионов).

Утраты Украины еще более: всего только за три года (1654—1657) в крымское рабство попали 50 тыщ людей.
В монгольских набегах разорялись деревни, тыщи людей становились рабами, лились реки крови, сады, поля и пашни погибали под копытами монгольских жеребцов. Пару раз российская армия сражалась Крым, хотя обезопасить собственные границы и взять выход к Тёмному морю. В следствии этих походов Русская Федерация осязаемо ослабила Турцию, захватив неприступные крепости Очаков и Азов, и вприбавок серьёзную в стратегическом отношении местность Молдавии, в битвах исчезали тысячные армии турок.

В первой половине 70-ых годов восемнадцатого века войска Рф под управлением предводителя князя Василия Михайловича Долгорукого вошли в Крым, хан Шагин-Гирей принял российское подданство.
два в до н.э. 5 н.э

Посуда по большей части склеенная.

По слова работника музея – человека, погибшего в то время хоронили со всем его скарбом, (включая рабов и жён, ежели таковые были) но перед тем как засыпать почвой все это разбивалось и ломалось на куски.

Город разбит на ветхий и новый, новый город не достаточно чем примечателен, а вот ветхий город очень колоритен.
Ветхий город пребывать в ущелье. Вид очень прекрасен и прекрасен, кроме этого, нам показалось, что в том месте как то комфортнее и теплей, чем на вокзале.

Как сказали местные жители – при выборе места постройки дворца хочет развешивали в разных местах кусочки сырого мяса, и в том месте где оно продолжительнее всего сохранялось, строили дворец, город и вообщем жилище.

Армяне, покинувшие Крым, поселились около крепости святого Димитрия Ростовского, на данный момент Ростов-на-Дону.
И потянулись череды подвод, увозивших тыщи христиан с полуострова. Сначала этой процессии несли чудотворную икону Богоматери.

Опустела греческая деревенька Мариамполь, расположенная рядом с монастырем, ее жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.
Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX столетиях бежавшие из Византии. Ущелье, кое-чем схожее на старенькый Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь был источник пресной воды. 1-ые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в горе пещеры и храм-кельи — собственные новые жилья.

Размещение монастыря выяснилось интересным и удачным: он существовал вроде бы на границе 2-ух миров -христианского и языческого.
Они захватывают малышей и взрослых, дочерей и жён. Пленников с связанными ногами и разбитыми сердцами они всячески истязают, подкармливают их конской кожей, кишками и внутренностями. Всех неправильных с родственниками и детками они посылают в земли ислама, где те заслуживают счастья быть обращенными в магометанство…»

Упоминает Эвлия Челеби и о невольничьем рынке в Гезлеве (сегодняшней Евпатории): «Невольничий рынок находится за воротами порта.

 

В нескольких километрах от Бахчисарая прорезало горы прекрасное ущелье Марьям-дере, что в переводе с монгольского свидетельствует “ущелье Марии”.

Тропинка вьется по его дну посреди деревьев и кустарников, по краям подымаются вертикальные горы. Смотря на ущелье с верхушки, осознаёшь, что в прежние времена люди были умнее нас и ценили красоту природы, старались жить в гармонии с ней, исходя из этого для собственных домов, а тем паче для монастырей они выбирали прекраснейшие места.
Столичное правительство, не будучи в состоянии справиться с крымскими татарами, опустошавшими низовые области и Украину своими набегами, унизилось до платежа каждогодней дани крымскому хану! Взнуздать этих степных хищников, уведших в рабство в Турцию в одном, например, одна тыща 600 восемьдесят восемь году более 70 000 человек, оно не сумело.

Русскими невольниками были переполнены рынки Востока и, как досадно бы это не звучало, Запада — что нескончаемым позором ложится на "просвещенную Европу", уже тогда торговавшую человеческой мясом с "людоедами" Согласно точки зрения известного слависта В.И.Ламанского, с XV века в продолжение четыре веков (по XVIII век включительно) Величавая и часть Польши и Малая Русь лишились от три до 5 миллионов человек обоего пола, уведенных в турецкую неволю и реализованных в рабство.

Вот что он пишет по исследовании архивов Венецианской республики: "Венецианские посланники XVI века молвят, что вся прислуга Константинополя у турок и у христиан складывалась из рабынь и этих российских рабов.
В один момент он увидел чудо: на горе в 7 саженях от земли — икона Богородицы и перед нею пылает свеча. Миша поторопился к для себя и поведал о чуде владельцу.

Пришли в овраг люди, с огромными почестями сняли икону и перенесли в дом, пребывавший в близлежащих горах. Но днем иконы в доме не отыскали: она опять была на той же горе, на том же самом месте.

«И не глядя на то, что владеют перекопские татары скотом, обильно плодящимся, все таки они богаче чужестранными рабами-невольниками, по какой причине и пичкают ими и другие земли. Потому что у их не столько скота, сколько невольников…

А здесь люди живут. Прямо около дворца

Туземец

После малеханькой экскурсии по городку пошли в Бахчисарайский дворец.

Позже проходим в баню.

 

Баня.
Всего за 16-17 век реализовано в рабство пару 10-ов миллионов славян.

Поставщиками рабов были татары, перекупщиками — греки, итальянцы, иудеи.

«Военное бессилие Рф было полным.
Баня в жизни хана и его приближенных занимала огромную часть, как минимум, 5 раз в день, они её посещали.

 

Предбанник

В предбаннике визитёры проводили внушительную часть времени.

 

 

Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но они не удовлетворили хлеборобов.

Митрополит Игнатий обратился к графу Г. А. Потемкину прося дать поселиться южнее, в Павловском уезде. Здесь был основан город Мариуполь и 20 сел, которые окрестили именами тех мест, откуда вышли поселенцы. Так показались Ялта, Гурзуф, Ласпа, Ветхий Крым, Мангуш.
Только покорением Крыма был положен финиш этой зазорной для Европы торговли христианскими рабами"…… Ослабевшее Столичное правительство ограничивалось только пассивной обороной: от Брянска на Каширу и Тулу — и далее на Рязань — была совершена укрепленная сторожевая линия, оставлявшая, но, немощными не только лишь новоприсоединенную Малороссию, да и коренные области Столичной Руси — сегодняшние Курскую, Орловскую и внушительную часть Тульской губернии.

Военное дело пребывало в полном упадке, как то показываю плохие походы Голицына на Крым.
Чтоб вывести страну из этого маразма, нужна была стальная рука и стальная воля.

Одно и 2-ое смешивалось в младшем отпрыску Негромкого.

Как лицезреем, невольники в списке стоят в одном последовательности со скотом и другим движимым и неподвижным имуществом, владельцем которого стал некто Халил Ага.

Очень сладкоречиво Михалон Литвин обрисовывает и положение невольников: «Многие из этих злосчастных, в особенности, сильные мужчины, или подвергаются кастрации, или же им подрезают ноздри и уши, клеймят их на щеках и на лбу и, заковав в оковы, принуждают томиться деньком на работах, а на ночь закрывают в темницу. Они принуждены ограничиваться скудною едой, складывающейся из мяса — падали, гнилостного, покрытого червяками и вселяющего омерзение даже псам».

Масштабы работорговли, которую вели крымцы в XVI—XVII столетиях, громадны.

Комфорт был на самом высочайшем уровне.

 

Потолок места купания, отверстия для вентиляции и освещения

После визита бани мы направились в ханскую ложу в мечети. Здесь он молился в одиночестве.

 

 

Вход в ханскую ложу

Ложа расписана орнаментом и выложена плиткой

Направьте внимание на набросок меж окнами на левой стене – он гласит о востоке – направление для молящегося.

 

Кафедра муллы, фото с ложи хана

Последний набег случился во 2-ой половине 60-ых годов восемнадцатого века, в протяжении царствования хана Крым-Гирея.

Этот хан был, как на данный момент стильно припоминать, приверженцем европейской культуры, любил французскую кухню и назубок цитировал Мольера (кстати, и в поход хан выступил, подстрекаемый на данный момент уже не турками, а французским посланником). Европейское образование не воспрепядствовало Крым-Гирею вывести из Новейшей Сербии 20 тыщ невольников (эти российского историка Арсения Маркевича).

В-3-х, Готская епархия должна была выйти из подчинения Константинопольскому патриархату, чтоб после присоединения Крыма к Русской Федерации Правоверная Церковь на полуострове управлялась Святейшим Синодом.
 

 

Для подготовки выхода христиан из Крыма Русская Федерация выделила двести 30 тыщ рублей.

Хан Шагин-Гирей взял 50 тыщ рублей за то, что не стал чинить препятствий желающим покинуть полуостров, Племянник митрополита Игнатия объехал все поселения христиан, уговаривая их отважиться покинуть Крым, говоря о льготах, которые российское правительство приготовило для их: освобождение от налогов на 10 лет, наделение почвой по 30 десятин на душу, освобождение от рекрутской повинности.
Для сопоставления: хорошая скотина в Москве в те времена стоила шестьдесят копеек. Так что работорговля была очень удачным занятием и приносила Крымскому ханству баснословные доходы.

Конечно, Турция не имела способности смириться с утратой Крыма, меж 2-мя империями назревал вооруженный конфликт. Но Русская Федерация уже обладала достаточной мощью для решительного удара.

 

 

Исходя из этого выход христиан из Крыма незадолго до войны устраивал русское правительство. Обстоятельств тому пару.

Для начала мы попали в музейный фонд, к огорчению, не в оружейный (в том направлении не разрешили войти), а в археологический.

 

Вот оно, археологическое счастье

Набор посуды.

Засол столичный историк Лызлов в своем труде “Скифская история” гласит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы, давая слово при победе над врагами “известное приношение и честь виду Ее воздать”. Но, не обращая внимания на доброжелательность хана, монастырь был должен выплачивать дань в ханскую казну.

В те времена вещественное положение монастыря было бедственным, исходя из этого монахи не один раз обращались за помощью к русским царям. Как мы знаем, что во 2-ой половине 20-ых годов семнадцатого века священник Отон и другие священники монастыря представили русским послам при ханском дворе грамоту царя Федора Иоанновича, датированную одна тыща 500 девяносто восемь годом, в какой он давал слово обители каждогоднее жалование и поддержку.
Основной из их, по-моему, состоит в том, что нельзя жить ненавистью и одними обидами.

Потому что история имеет ужасное свойство: то в ней, на чем мы делаем упоры, оживает и становится реальностью нынешнего денька.
 

Свято-Успенский Монастырь, Бахчисарай

Молодого монаха охарактеризовывали как добросовестного, богобоязненного, неплохого характером, умеренного в поведении, девственного и благочестивого, вместе с этим отмечалась его свойство отлично анонсы церковные дела. В Константинополе Игнатия построили в сан митрополита, ас одна тыща семьсот 70 один года он стал митрополитом Готфским и Кефайским в Крыму.

Позже направляемся в Соколиную башню.
 

 

Соколиная башня.

За деревом 🙂

По какой причине она Соколиная точно непонятно, имеется два догадки: 1-ое, что в том месте держали соколов для охоты, 2-ое, что просто оттуда отлично видно около.
 

 

В башня безлюдная, в том месте только смотровая площадка и лестница.

В том месте был основан Успенский храм, где длительное время хранилась икона Божией мамы Одигитрии,.
Митрополит Игнатий взял титул митрополита и русское подданство Готфского и Кефапского.

Он появился в одна тыща семьсот четырнадцать году в Греции, в небольшом городке Гэия, на одном из островов Эгейского моря. Его род Го-зановых (или Хозановых) был известен христианским благочестием.
Во 2-ой половине 70-ых годов XVIII века под его управлением христиане покинули Тавриду и ушли в Россию.

Источник: gate.crimea.ua


Зов тайги