Сирин, гамаюн и алконост – мифическая полуженщиа-полуптица

сирин

Как в славянской мифологии показались сирин, гамаюн и алконост? Какими особенностями наделяли этих сказочных полуженщин-полуптиц праотцы?

На данный момент воззвание отправится о полуженщинах-полуптицах.

В старой традиции их назвали сиренами и обрисовывали как свору очень ужасных созданий, портящих моряков.

 

Сирена

 

Согласно мифологии сирены были умопомрачительными красавицами, да к тому же еще с чарующими, нежными голосами, против которых не имел способности устоять ни один человек, которому доводилось их услышать.
В славянской традиции их кликали сирин, гамаюн и алконост.

В отличие от собственных древнегреческих родственников они обладали более мягеньким характером. Но обо всем по порядку.

Начнем с сирен – тех, которые грозили мореходам гибелью.

А все из-за того, что желание жить в нашем мире у человека исчезает – так замечательно птица сирин поет об потерянном эдем.

 

Виктор Васнецов. «Алконост и Сирин. печали и Птицы радости»

2-ая румяна, отрадна, ее лицо испускает всепоглощающую эйфорию.

И, вообще-то, 1-ая должна была именоваться птицей сирин – вещей птицей, скучающей о эдем, а 2-ая – птицей алконост, возвещающей удовлетворенность от будущей судьбы в раю. Но у Васнецова почему-либо напротив: сирин – птица эйфории, алконост – птица печали. По всей видимости, случилась какая-то неурядица.

Сам Одиссей, будучи не только лишь умным, да и очень любознательным, уши залеплять не стал, а отдал приказ привязать себя к мачте – он вожделел услышать пение сирен. И услышал.

Исключений было всего два. 1-ое – Одиссей, что был предупрежден об угрозы и отдал приказ своим спутникам залепить уши воском, чтоб те не услышали сводящего с разума пения.

Кто-то из их отрисовывал птицу гамаюн наизловещей, а кто-то, напротив, делал ее знаком собственных надежд. Не глядя на то, что этот образ, в отличие от 2-ух прошедших, на сто процентов нейтрален, так как от грядущего может быть ждать чего угодно.

Лубок. Одна тыща восемьсот шестьдесят 6 год

Но сумрачный Аид, владыка подземного королевства, похитил даму, чем поверг Деметру в величавое и гнев горе. В ярости она сотворила чернокнижниченство, поменявшее вид сирен совсем – их ноги перевоплотился в когтистые лапы, а руки стали крыльями – чтоб они направились на поиски Персефоны.

Морские сирены.

и тогда одна для себя неощущаетъ.

А кто во близости ея будетъ,

той все на свете семъ позабудетъ.

Картина полностью "в традиции" – две девы-птицы, обе в венцах, обе красивы, не глядя на то, что их тела полностью птичьи. Их оперение доходит до плеч – Васнецов не стал изображать их гологрудыми.

Совсем правильно так же поступали кое-какие средневековые российские живописцы, либо чрезвычайно "оперяя" полудев-полуптиц, либо пририсовывая им некоторое подобие верхней одежки, закрывающей грудь.

У Васнецова лик одной девы строг, ее распущенные волосы темны, как ночь, щеки бледны, а под очами глубочайшие тени.
По последней мере, в мифологии старых иранцев имеется схожее создание – птица эйфории хумаюн.

Но славянам, по всей видимости, показалось, что целые песни эйфории – это перебор, и в Киевской Руси птица гамаюн начала отвечать за пророчества и вообщем за доступ к глобальной мудрости.

Версии о происхождении сирен расползаются – разные легенды называют разных отцов и матерей. Но неспециализированный сущность примерно одинаковый: папа – аква божество, дикое и стихийное, а мама – прекрасная муза.

 

Сирены

 

Нравом малыши пошли в папу, а глас и наружность унаследовали от мамы.

О том, как это происходило, инфы не достаточно, она небогата и обычно относится не столько к текстам, сколько к изображениям. Птицу сирин и ее товарку, птицу алконост, может быть отыскать на предметах российского быта начиная с ранешнего средневековья. Ее отрисовывали на глиняной посуде, на створках мебели, на сундуках, шкатулках, вмешивали в узор драгоценностей – например, гравировали на подвесках, височных кольцах для дамского головного убора, на браслетах.

Но, спрашивается, в случае если встреча с птицей сирин не к добру, то зачем же ее так достаточно нередко отрисовывать?
Виктор Васнецов, одна тыща восемьсот девяносто 6 г.

 

Но в следствии неточных трактовок зимородок перевоплотился в сказочную птицу и поменял имя, став птицей алконост, которая как будто бы бы откладывает яичка прямо в воду, а они через семь дней всплывают наверх, когда приходит срок показаться птенцам.

Здесь тривиальные последствия преданий о мировом океане и мировом яичке, плюс скрещение с мифом о том, что Всевышний сотворил мир за чемь дней.

Гласили, как будто бы она знает о происхождении неба и земли, героев и богов, монстров и людей, птиц и животных и может дать ответ на хоть какой вопрос.

Справедливости для отмечу, что изображений птицы гамаюн существенно меньше, чем алконоста и изображений сирина. И, полностью может быть, это случилось оттого, что гамаюн прилетел на Русь позже, – оттого и не вжился в средневековое народное мастерство, запоздал.

Но нашел свой место у поэтов Серебряного века и поболее поздних создателей.

Птица райская алконостъ:

Неподалеку от рая пребываетъ.

Некогда и на Ефрате реке бываетъ.

Когда в’ пении гласъ испущаетъ

 

О ее происхождении в славянских легендах ничего не сообщено, может быть, до нас эти легенды просто не дошли: сведения о языческом пантеоне очень обрывочны.

Это дает землю для бессчётных фальсификаций, которые историки вычисляют смехотворными и не признают за научные труды.

Но полностью может быть, что славянских легенд о происхождении птицы сирин и не было совсем, в силу того, что это существо попало к ним из уже упомянутой греческой мифологии, другими словами, в случае если может быть так выразиться, уже готовым.
У Виктора Васнецова имеется известная картина – "Алконост и Сирин. печали и Песнь радости".
Может быть, с течением времени образ сирина в народном сознании смягчился – просто из-за того, что он оторвался от греческого источника и зажил своей судьбой.

Сирин, сохраняя с сиренами неспециализированные черты, обретает собственные. Из предвестника неудачи птица сирин перевоплотился в защитницу, поэтому и отрисовывали ее на сундуках и шкафах, чтоб сберегала добро, вприбавок на украшениях, чтоб хранила их обладательницу от дурного глаза и порчи.

В это время птицу сирин изредка отрисовывают в одиночестве, почти всегда рядом с ней изображают птицу алконост.

Такая старая трактовка этого полуженского-полуптичьего вида.

Славянская трактовка смотрелась пару в неприятном случае, не глядя на то, что похожих моментов будет предостаточно.

Что все-таки касается их необычной внешности (наполовину дамы, наполовину птицы), то поначалу в сиренах не было ничего птичьего.

Когда-то сирены были спутницами Персефоны – дочери богини Деметры, другими словами матери-природы.

В это время была к тому же 3-я птица, тоже с грудью и женской головой, и именовалась она гамаюн (кстати, гамаюн и на данный момент декорирует герб городка Смоленска). Эта гостья прилетела на Русь из вторых краев, но не из Греции и Византии, а, наверняка, откуда-то из Ирана.
И полностью может быть, что сирина привезли на Русь какие-нибудь торговцы и выпустили его посреди степей и российских лесов.

И он начал обживаться.

Но если б не прочные канаты, он поплатился бы за свой любопытство судьбой.

2-ой человек, что смог одолеть сирен, сделал это не хитростью, а божьим безвозмездно – это был певец Орфей, что, чуток корабль приблизился к горам, начал петь, своим голосом заглушил голоса сирен и выручил корабль и команду.

Но для большинства мореплавателей встреча с сиренами выяснялась фатальной.

Но, вместе с этим была у сирен и 2-ая сторона – их вычисляли музами загробного мира, поющими для жителей королевства мертвых, и оттого на надгробных камнях нередко высекали изображения сирен, тех, кто будет даровать утешение в посмертии.

Что касается имени "алконост", то, очевидно, оно из древнегреческой мифологии. Как будто бы бы была на свете королева Алкиона, чей супруг умер в протяжении бури.

В горе королева решила спрыгнуть в море, но всевышние перевоплотили ее в зимородка (по-гречески "алкион"). А позднее имя не достаточно поменялось, и оказался алконост, которому было предначертано быть 2-ой райской птицей в Киевской Руси.

то и яве перстомъ указуетъ.

 

Сирин – это одна из райских птиц, даже самое ее наименование созвучно с заглавием рая: Ирий.

Некорректность эта была допущена в тексте так называемого шестоднева (так в Киевской Руси назывались 1-ые энциклопедии). Шестодневы обрисовывали различных живых созданий – например, алкиона, другими словами, в переводе с греческого, зимородка.

В шестодневе о том, как эта птица откладывает яичка и высиживает птенцов.

 

Сирин (фрагм).

 

Образ птицы алконост перетерпел более внезапные перевоплощения на российской земле, ежели те, которые перетерпела птица сирин. Алконост должен своим существованием некорректности.

Очень схожая история была с кентавром, которого в Киевской Руси перераблотали в китовраса. И он, и сирин попали в страну теми же дорогами, какими попадали забугорные продукты, – вкупе с торговцами.

Русь была связана с остальным миром торговыми дорогами: через Волгу и Каспийское море, через Дунай и Чёрное море.

Тогда умъ от него отходить и д(у)ша его ис тела исходит.

Такими песньми с(вя)тых оутешаетъ

и будущую им удовлетворенность возвещаетъ.

И многая благая темъ сказуетъ

А позднее она произошла и у Блока, что, вдохновившись картиной Васнецова, написал стих "Алконост и Сирин".

Но в реальности этот дуализм, разделение на тёмное и белоснежное – это трактовка Серебряного века, когда сначала Васнецов, а за ним и Блок объявили птицу сирин певицей счастья, а птицу алконост – певицей неудачи. Не глядя на то, что, вообще-то, алконост к несчастьям не имел никакого дела, напротив, он возвещал прекрасную судьбу в раю для праведников.

Один из лубочных текстов, дошедших до наших дней, гласит:

Заберём хотя бы птицу сирин.

Само ее имя по звучанию отсылает к сиренам, и глас у нее тоже такой, что не оторваться. Встреча с нею была не к добру. Мол, это потерянная душа, а тот, кто услышит ее пение, – не жилец на свете, недолго ему осталось.
На этих дорогах почти всегда вырастали огромные городка, которые занимались в главном торговлей.

Это были места, где происходило вавилонское столпотворение: звучали разные языки, оказались люди разных рас и национальностей, подготавливались самые разные кушанья и строились дома, не похожие один на другой, – хоть какой вмешивал свою национальную нотку в этот хор.

Основным мотивом этого хора были, разумеется, средства – как в неприятном случае для торгового люда? Но, не считая этого, происходило то, что специалисты называют сухим термином "культурный обмен" – люди дивились на диковинные обычаи соседей, слушали их легенды и уносили их с собой, чтоб рассказать о их в собственной квартире.

 

Да и в таком виде сирены, обитавшие на скалистых берегах, обвораживали мореплавателей. Временами говорится, что они не показывались из-за скал полностью – только головы, груди и шейки, и мореплаватели считали, что перед ними обыкновенные дамы, к тому же поющие так сладко, что заслушаешься.

И заслушивались – тогда корабль терял управление, шел на горов, и команда погибала.

Источник: Глас Рф


Назад

Туристам покажут великий шёлковый путь

Далее

Следствие раскрыло полный состав и назвало мотивы банды гта

7 комментариев

  1. Coirn

    Россия платила пенсии чеченским пенсионерам после между первой и второй чеченскими войнами? :))

  2. Байдавлетов Мстислав

    Россия, это большая ложь !

  3. Погребной Ким Архипович

    Я же говорю: крайне унылый проглот. Но – типичный …проглот.

  4. Смехов Кирилл

    Они закончится через 6 месяцев !

  5. Ксения Яновна

    так церква путина вроде есть где топод псковом и поют там пусть всегда будет небо пусть всегда буду я..

  6. Гусин Яков

    Изнутри горели?

  7. Винокуров Артём

    Шавки на службе у хозяина. И кстати, если принять во внимание то, что он обвинял в этом убийстве Украину, а теперь считается, что это сделал "настоящий патриот России", то Украина автоматически считается настоящим российским патриотом.

Добавить комментарий