Согласно новому исследованию RAND Corporation, быстрорастущие розничные медицинские клиники привлекают больше пожилых пациентов и предоставляют больше профилактических услуг, в частности прививок от гриппа и других прививок.
Исследователи обнаружили, что посещения розничных медицинских клиник увеличились в четыре раза с 2007 по 2009 год, при этом доля пациентов старше 65 лет выросла с 8 процентов до 19 процентов всех посещений за этот период.
Согласно исследованию, опубликованному в Интернете как Web First в журнале Health Affairs, более 44 процентов посещений клиник приходятся на выходные или в другие часы, когда кабинеты врачей обычно закрыты, что свидетельствует о том, что розничные клиники удовлетворяют потребность в удобном уходе.
"Розничные медицинские клиники продолжают стремительно расти и привлекать новые сегменты пользователей," сказал ведущий автор доктор. Атеев Мехротра, доцент Медицинской школы Университета Питтсбурга и исследователь в некоммерческой исследовательской организации RAND. "Они остаются лишь небольшой частью амбулаторной медицинской помощи, но, похоже, учитывают потребности пациентов."
Хотя розничные клиники начали продвигать новые услуги, такие как лечение хронических заболеваний, таких как диабет, остается неясным, будет ли спрос на клиники продолжать расти после принятия федерального закона о доступном медицинском обслуживании.
"Если спрос на первичную медицинскую помощь приведет к увеличению времени ожидания обращения к врачу, как это произошло после реформы здравоохранения в Массачусетсе, то это может стимулировать рост спроса на удобные альтернативы, такие как розничные клиники," Мехротра сказал.
Исследование является последним из серии отчетов RAND Health, в которых задокументирован быстрый рост розничных медицинских клиник, расположенных в аптеках или других предприятиях розничной торговли. Клиники, как правило, укомплектованы практикующими медсестрами и предлагают основные виды медицинских услуг по четко указанным ценам.
Группы врачей выразили обеспокоенность по поводу того, что розничные клиники могут нарушить отношения пациентов с их лечащими врачами и прервать непрерывность оказания помощи. Критика усилилась после того, как некоторые операторы клиник начали предлагать лечение хронических заболеваний, таких как астма и высокое кровяное давление.
Исследователи изучили последние тенденции в использовании розничных медицинских клиник, проанализировав информацию с 2007 по 2009 год, полученную от трех крупнейших операторов розничных клиник, на долю которых приходится 81 процент клиник, работающих на национальном уровне. Тенденции использования сравнивались с более ранними выводами с 2000 по 2006 год.
Посещений розничных клиник достигло 5.97 миллионов в 2009 году, по сравнению с 1.48 миллионов в 2007 году. Но на розничные клиники по-прежнему приходится лишь небольшая часть амбулаторной медицинской помощи по сравнению с примерно 117 миллионами обращений в отделения неотложной помощи и 577 миллионами посещений кабинетов врачей, которые совершаются ежегодно.
Исследователи обнаружили, что с 2007 по 2009 год количество посещений розничных медицинских клиник для вакцинации резко возросло. Другое недавнее исследование, опубликованное исследователями RAND, показало, что количество посещений вакцинации в трех крупных розничных сетях клиник увеличилось в четыре раза и превысило 1.9 миллионов в 2009 году. Большинство прививок было сделано против гриппа.
"Количество прививок, проводимых в розничных клиниках, могло бы вырасти еще больше, если бы поставщики начали консультировать пациентов о необходимости прививок, когда они посещают клиники для получения другой помощи," сказала Лори Ушер-Пайнс, младший исследователь политики в RAND.
В последнем исследовании исследователи обнаружили, что доля посещений розничных клиник по поводу острых медицинских проблем снизилась с 78 до 51 процента. Соответственно увеличилось количество обращений за профилактической помощью, составив к 2009 году более 47 процентов посещений. В исследовании не отражено влияние давления, предпринятого операторами розничных медицинских клиник, начиная с 2010 г., с целью увеличения объема услуг, предлагаемых для лечения хронических заболеваний.
Доля пациентов, которые сообщили, что у них нет терапевта, осталась на уровне более 60 процентов, хотя исследователи ожидали, что это число снизится по мере увеличения использования клиник. Они говорят, что возможно, что пациенты, у которых нет или слабые отношения с врачом первичной медико-санитарной помощи, с большей вероятностью обратятся за помощью в розничную клинику, чем пациенты, у которых есть прочные отношения с врачом.