
Недостаток сна связан с большим количеством прогулов, и подростки приходят в школу по понедельникам из-за смены часовых поясов, как показано в докторской диссертации исследователя сна Серены Баудукко из Университета Эребру, Швеция.
"Мое исследование посвящено пониманию режима сна молодых людей и того, какие факторы с этим связаны. Меня интересует, почему так много молодых людей не высыпаются и что с этим можно сделать," – говорит Серена Баудукко, работающая в Школе права, психологии и социальной работы Университета Эребру.
Теперь она представила свою диссертацию, показывающую, что недосыпающие подростки влияют на их психическое благополучие. Их режим сна не такой хороший, и они больше нервничают и беспокоятся о школе, чем те, кто высыпается так, как им нужно. Эти молодые люди также чаще других берут с собой мобильный телефон или компьютер.
В своей диссертации Серена Бодукко также показывает, что проблемы со сном напрямую связаны с более высокой степенью пропусков в школе.
"Подростки, у которых наблюдались симптомы нарушения сна, пропускали в три раза больше времени, чем те, кто этого не делал. Это довольно много."
"Мы также проверили другие вещи, которые могут быть связаны с высоким уровнем отсутствия, например издевательства, депрессию и тревогу. Но связь между трудностями со сном и тем, почему они не ходят в школу, была очень четкой."
Ее диссертация основана на исследовании примерно 2700 учеников старших классов средней школы в возрасте от 13 до 16 лет. Исследование показывает, что подростки дольше спят по выходным. И поскольку они ложатся спать позже, а просыпаются позже, они приходят в школу с измененным циклом сна. Другими словами – они страдают от смены часовых поясов.
"В результате они могут быть уставшими и сварливыми в школе. Исследования показывают, что недостаток сна может повлиять на обучение," говорит Серена Бодукко.
Некоторым может потребоваться три-четыре дня, чтобы вернуться к рутине, и к тому времени учебная неделя почти закончится. Но для подавляющего большинства из-за смены часовых поясов, связанной с выходными, это не имеет большого значения. Почти все подростки в исследовании действительно страдали от смены часовых поясов, но большинство из них выспались в течение недели.
"Тем не менее, 20% участников исследования в целом недосыпали," говорит Серена Бодукко.
По мере того, как дети достигают подросткового возраста, у них развиваются более поздние вечерние привычки, и им требуется больше времени, чтобы заснуть после того, как они легли спать. Это естественная часть их развития, но очевидно, что им все еще трудно управлять.
Серена Баудукко и ее коллеги-исследователи создали программу для учеников старших классов средней школы в Эребру. Цель заключалась в том, чтобы помочь подросткам создать для себя распорядок дня, чтобы выспаться. Он включал в себя простые вещи, такие как не брать с собой мобильный телефон в постель и не отправлять текстовые сообщения и не отвечать на них после 10 часов ночи. Но он также подчеркнул важность планирования своего времени, чтобы освободить место как для школы, так и для свободного времени – и для сна.
"Одним из результатов было то, что те, кто раньше меньше всего спал, улучшили свой режим сна. Они меньше нервничали и лучше спали."
Итак, можно ли сделать вывод, что те подростки, которые плохо спят, также испытывают трудности с школьной работой?
"Это не то, на что мы обращали внимание, но есть и другие исследования, которые указывают на это."
В Швеции есть школы, которые ввели более позднее время начала занятий, чтобы приспособиться к биологическому ритму подростков. Некоторые исследователи говорят, что сон может улучшить успеваемость учеников в школе.
Серена Баудукко считает это интересным событием.
"Более позднее начало школьного дня привело бы ко многим другим вещам; персонал должен изменить свое рабочее время, расписание движения автобусов необходимо изменить и т. д. Я все еще думаю, что стоит попробовать, если вы также оцените последствия таких структурных изменений."