Ученые нашли потенциальный способ остановить распространение рака поджелудочной железы

Британские ученые исследования рака показали, как отключение ключевого белка в клетках поджелудочной железы замедляет распространение болезни на другие ткани – ключевой шаг, который может означать, что пациентам осталось жить всего несколько недель.

Исследование, опубликованное в выпуске журнала Gastroenterology в этом месяце, дает некоторые из первых сведений о том, как повышенный уровень белка «fascin» помогает раковым клеткам проникать в плотно упакованные клетки, выстилающие брюшную полость.

Рак поджелудочной железы трудно лечить, потому что у пациентов обычно нет симптомов, пока болезнь не начнет распространяться. В результате выживаемость остается низкой, только около 4% пациентов живут более пяти лет.

Руководитель исследования доктор Лаура Машски из Института Битсона Великобритании по исследованию рака в Глазго сказала: "Мы знаем, что фашин гиперактивен при многих раковых заболеваниях, но впервые мы смогли показать, что опухоли, в которых отсутствует этот белок, менее способны развиваться и распространяться. Более того, мы обнаружили, что пациенты с раком поджелудочной железы с повышенным уровнем фасцина были более предрасположены к рецидиву рака и имели тенденцию быстрее умирать.

"Это только начало, но мы думаем, что разработка лекарств, блокирующих фасцин, потенциально может помочь остановить распространение рака у пациентов с раком поджелудочной железы и другими видами рака с более высоким уровнем этого белка."

Исследователи изучили образцы рака у человека и мышей, предрасположенных к раку поджелудочной железы. Они обнаружили, что при отсутствии фасцина рак поджелудочной железы менее способен распространяться по телу. У мышей это задерживало начало заболевания и приводило к образованию меньших опухолей.

Элеонора Барри, старший менеджер по научной информации Cancer Research UK, сказала: "Это новое открытие открывает путь к новым лекарствам, которые потенциально могут замедлить распространение рака, уменьшая шансы того, что клетки, оставшиеся после операции, могут снова вырастить рак. Общеизвестно, что рак поджелудочной железы трудно поддается лечению – менее четырех процентов пациентов выживают в течение пяти или более лет, и в последние десятилетия ситуация практически не улучшилась. Недавно мы объявили об увеличении финансирования исследований, которые дадут пациентам с такими трудноизлечимыми формами рака надежду на гораздо более светлое будущее."