
Сделать прививку в кабинете врача может быть очень тяжело. Но что, если бы вы знали, что ваш врач из вашего родного города, любили ту же еду, что и вы, или разделяли ваши религиозные убеждения?? Теперь, когда вы чувствуете себя более культурно связанным со своим врачом, будет ли укол меньше больно??
Это сценарий, изложенный в новом исследовании доктора. Элизабет Лосин, доцент кафедры психологии Колледжа искусств и наук Университета Майами; Стивен Андерсон, аспирант факультета психологии Университета Майами; и Тор Вейджер, доктор философии.D., Профессор Института когнитивных наук Университета Колорадо в Боулдере. Исследование озаглавлено, “Чувства схожести и доверия между врачом и пациентом влияют на боль: данные моделирования клинических взаимодействий,” и он опубликован в Journal of Pain, официальном журнале Американского общества боли.
В лаборатории Лосина она моделирует взаимодействие врача и пациента, чтобы выявить социальные и культурные факторы, влияющие на боль, которую пациенты испытывают во время оказания медицинской помощи. Ее цель – попытаться найти способы помочь людям меньше чувствовать боль при посещении врача и уменьшить фобии, связанные с посещениями врача и осмотрами.
Лосин говорит, что ее исследование было вдохновлено литературой клинических исследований, которая показывает, как пациенты с расово или этнически согласными врачами сообщают о более высоком уровне удовлетворенности. Она отмечает, что эти исследования часто не включают переменные результата с физиологическим компонентом, такие как боль. Таким образом, неясно, насколько далеко могут зайти последствия ощущения культурного сходства с вашим врачом.
“Боль также имеет психологический компонент, и нас действительно интересует взаимодействие между психологическими и физиологическими аспектами боли,” она сказала.
Лосин говорит, что взаимодействие между врачом и пациентом обычно быстрое и поверхностное, поэтому у людей часто нет времени выяснить, есть ли у них что-то общее со своим врачом.
“Вы идете к врачу, и вам предстоит сделать процедуру, которая будет болезненной и пугающей,” сказал Лосин. “Мы хотим знать, как динамика врач-пациент, в данном случае то, как врач и пациент воспринимают друг друга, может повлиять на то, какую боль испытывает пациент от этой болезненной медицинской процедуры. Если пациент чувствует, что у него есть что-то общее со своим врачом, этого достаточно, чтобы реально изменить степень боли, которую он испытывает?”
Для своего исследования Лосин использовала модифицированную версию “парадигма минимальной группы,” который обычно используется в экспериментах по социальной психологии для создания искусственных групп в лаборатории на основе чего-то совершенно произвольного и поверхностного. Такой подход позволяет исследователям определить минимальные условия, необходимые для реального межгруппового поведения, такого как дискриминация.
В исследовании Лосина группы не были столь уж произвольными. “Мы создали группы на основе основных личных убеждений и ценностей участников, тех же самых вещей, которые, по нашему мнению, делают врачи и пациенты, исходя из расы и этнической принадлежности в контексте медицинского обслуживания,” сказал Лосин. “Мы раздали участникам анкету, в которой спрашивали об их политической идеологии, религиозных и гендерных ролевых убеждениях и практиках. Когда они вошли в лабораторию, мы разделили участников на две группы и сказали им, что они были распределены в эти группы на основе ответов на вопросы анкеты, но не уточнили, какой вопрос их туда поместил.”
Лосин говорит, что цель состояла в том, чтобы заставить людей из одной группы думать, что у них есть что-то общее, что могло бы затем проявиться в более позитивных чувствах, таких как доверие, по отношению к участникам, играющим роль врача или пациента из их собственной группы.
Участники, которые играли пациентов, взаимодействовали с одним врачом из своей группы и одним врачом из другой группы, оба своего пола. Во время смоделированного клинического взаимодействия врачи проводили у пациентов процедуру обезболивания, нагревая внутреннюю часть предплечья, чтобы имитировать болезненную медицинскую процедуру, такую как укол.
“После взаимодействия мы спросили и врача, и пациента, насколько они похожи друг на друга и насколько они доверяют друг другу,” сказал Лосин. “Мы прогнозировали, что пациенты будут меньше страдать от боли, если будут обращаться к врачу из их собственной группы, чем к врачу из другой группы. Мы также ожидали меньшей боли, если пациенты больше доверяли своему врачу и чувствовали себя более похожими на них.”
Согласно исследованию, чем больше пациентов сообщали о том, что доверяют своему врачу и чувствуют себя похожими на них, тем меньше боли они испытывают от тепла на руке. Исследование также предполагает, что участники, которые испытывают более высокий уровень беспокойства изо дня в день, испытали большее уменьшение боли из-за близости к своему врачу.
“В целом, мы интерпретируем наши результаты как предполагающие, что врач, по сути, действует как социальное плацебо, играя ту же роль, что и сахарная таблетка, если бы мы проводили исследование по облегчению боли с помощью плацебо,” сказал Лосин. “Когда кто-то считает, что что-то поможет облегчить его боль, его мозг естественным образом выделяет обезболивающие химические вещества. Наша гипотеза, основанная на том, что мы видим, заключается в том, что доверие и чувство схожести с доктором, выполняющим болезненную процедуру, создают такое же обезболивающее, как плацебо.”
В конечном счете, Лосин хотела бы использовать результаты своих исследований для разработки и тестирования новых методов, которые врачи могут использовать во время взаимодействия врача и пациента, чтобы укрепить доверие и уменьшить боль для своих пациентов.